Безопасность

И мясом единым

8 декабря 2018 года в 12:01

Формально, с юридической точки зрения, людей которые со стороны Белоруссии пытаются незаконно провезти или пронести всякого рода грузы – яблоки, там польские, или говядину сомнительного происхождения, назвать контрабандистами нельзя. В российском законодательстве такой термин вообще отсутствует. Но, не смотря на отсутствие самого термина, явление, которое можно квалифицировать, как незаконное перемещение через государственную границу различных товаров существует, и пограничники, которые охраняют участок российско-белорусской границы, проходящий по территории Смоленской области, сталкиваются с таким явлением чуть ли не каждый день.

И речь в данном случае идёт не только, а скорее даже не столько о так называемой «санкционке» – овощах, фруктах и других продуктах питания, произведённых в странах Евросоюза и попавших под ответные санкции со стороны России.

– Как правило, к нам везут мясо крупного рогатого скота, выращенного на территории Белоруссии, – рассказывает начальник Рославльского отделения Пограничного управления ФСБ России по Смоленской области майор Алексей Бычков.

Просёлком и прямиком в Россию

Мясо, а это в основном говядина, ввозится мелкими партиями – от пятисот килограммов до двух-трёх тонн. При этом груз не имеет никаких ветеринарных документов, подтверждающих проведение исследований на предмет различных заболеваний. На самом мясе нет следов соответствующего клеймения. А перевозка осуществляется не специализированным транспортом, оборудованным морозильными установками.

– Мясо нагружено просто навалом, заброшено в кузов той же самой «Газели», которая накануне могла перевозить металлолом или канистры с какими-нибудь химикатами, а сегодня эта машина перевозит говядину. Перевозчиками в основном выступают граждане Белоруссии или граждане, проживающие на территории Рославля или Рославльского района, – уточняет Алексей Бычков.

Как правило, перевозчики избегают федеральных трасс, таких как Москва-Минск (М-1) или, как в Рославльском районе, Москва-Бобруйск (А-130), поскольку на них расположены постоянно действующие пограничные посты, которые тотально проверяют весь транспорт, следующий в Россию.

Для перевозки используются различные лесные или полевые дороги, потому и используется небольшой транспорт, типа «Газелей» или даже легковых автомобилей.

– Мы, конечно, контролируем такие дороги, но встать цепью вдоль линии границы мы не можем. Людские ресурсы и материальные средства у нас ограничены. Потому, если повезёт, перевозчики незаконного груза могут и проскочить, – поясняет начальник Рославльского отделения погранслужбы.

– Мясо, которое везут «козьими» тропами, оно от легальных белорусских производителей или из частных подворий?

– Такое мясо, как пишут в официальных документах, неизвестного происхождения, но, скорее всего, из частных подворий. Насколько нам известно, в Белоруссии всё строго – официально забить животное можно только на государственной бойне, где у него, ещё у живого, предварительно возьмут анализы, чтобы убедиться, что животное здорово, – рассказывает Алексей Бычков.

Животные, мясо которых везут «козьими тропами», забиты или на нелегальных бойнях или вообще в прямом смысле, в кустарных условиях.

– Бывали случаи, когда непосредственно к границе пригоняли животных, и забивали их либо на сопредельной территории в Белоруссии, либо у нас вблизи границы. Тут же разделывали туши, грузили в машины и везли дальше в Россию, – продолжает Алексей Бычков.

Такие условия иначе, как антисанитарными не назовешь. При этом никто не сможет дать гарантию, было ли это животное здорово и насколько его мясо небезопасно для употребления в пищу.

В данной ситуации, когда между Белоруссией и Россией нет препятствий для товаров, произведённых в наших странах, если всё же прибегают к незаконному пересечению границы – значит, есть что скрывать. Животные при жизни могли иметь какие-либо заболевания, опасные для здоровья человека, их могли украсть, и, следовательно, без документов их на государственную бойню не примут. Возможно, что животных доставили из чернобыльской зоны заражения, а такое мяско уж точно не пройдёт никакой санитарный контроль ни в Белоруссии, ни в России.

А ещё подозрение в качестве мяса и в законности его происхождения вызывает чисто экономическое обстоятельство. Любой предприниматель предпочитает продавать свой товар там, где он стоит дороже. Так вот, на сегодняшний день цена мяса в Белоруссии, как розничная, так и оптовая, рублей на 50, в наших деньгах, выше, чем в России. Потому весьма сомнительно, чтобы белорусские предприниматели и их коллеги с восточной стороны границы, рискуя потерять груз и понести более серьёзный ущерб, воспылали альтруистическим желанием себе в убыток накормить россиян мясом. Следовательно, с таким товаром что-то не чисто.

Судьба задержанного груза и суровые мужики-перевозчики

После того, как пограничники задержат транспорт с «нелегальным» мясом, его, что называется, по подследственности, передают специалистам ветеринарной службы.

Такой инспектор есть в Шумячах. Она составляет протокол об административном правонарушении и налагает штраф в 5 тысяч рублей. Если речь идет о белорусском перевозчике, то он вместе с транспортным средством выдворяется к себе на родину. В общем-то, у пограничников стоит задача только задержать незаконно перемещаемый груз и передать его для принятия правового решения ветеринарам.

– Но здесь только одна женщина-инспектор. Мы, конечно, оказываем ей помощь и поддержку, – рассказывает начальник Росслальского отделения регионального Пограничного управления.

– И что эти люди действительно представляют угрозу, были случаи нападения на пограничные наряды?

– Нет, такого слава Богу не случалось, – продолжает Алексей Бычков, – но факты неповиновения были. Даже приходилось задерживать на сутки за неповиновение требованиям пограничного наряда. В основном, неповиновение выражается в том, что незаконные перевозчики мяса пытаются скрыться.

Если бегут в сторону России, то пограничники взаимодействуют для задержания с сотрудниками Госавтоинспекции.

– Но чаще всего они пытаются прорваться обратно в Белоруссию, – говорит Алексей Бычков.

Кстати, в Рославльском районе уже есть люди, для которых незаконная перевозка мяса стали основным видом профессиональной деятельности.

– Вот недавно мы посадили на трое суток местного жителя, который этим занимается регулярно, – рассказывает Алексей Бычков. – Первый раз мы ему штраф выписали в полторы тысячи рублей за неповиновение: он уехал от наряда и проник в Россию по другой дороге, но всё равно мы его задержали. А вот в начале ноября – снова неповиновение, мы его поймали, но уже по судебному решению он получил трое суток ареста.

Но, несмотря на задержания, все же, все же…

А далее по всей стране

Как уже было отмечено, российско-белорусская граница тотально не перекрыта и незаконные перевозчики мяса имеют возможность просочиться в Россию.

По имеющейся у пограничников информации, которой с ними делятся задержанные водители, небольшие партии мяса, которые следуют через границу, доставляются на, так называемые, пункты приёма, расположенные на территории Смоленской области. В таких пунктах собираются более крупные партии, которые веером расходятся в Санкт-Петербург, в Тверь, в Москву, в Брянск и, разумеется, в Смоленск.

– И что они так и следуют по России без документов?

– Одно время готовили подложные сопроводительные документы, либо повторно использовали документы, которые были выданы для перевозки других партий мяса… Но сейчас уже эти моменты ушли и просто везут наобум, без документов, – рассказывает Алексей Бычков.

– А пункты приёма – они подпольные?

– Скажем так, полулегальные, – поясняет Алексей Бычков. – Если подойти с точки зрения законодательства, то там наверняка можно найти массу нарушений, хотя бы ветеринарных норм… Но это уже работа полиции…

Компетенции пограничников здесь недостаточно. Задача пограничников – пресекать нарушения на линии границы.

И идут, идут люди

Но через границу идёт не только поток незаконных товаров. Нелегально в Россию со стороны Белоруссии пытаются въехать граждане других стран.

Так, в день, когда я был в Рославльском отделении, здесь при пересечении границы задержали гражданку Грузии.

Накануне она прилетела из Тбилиси в Минск и теперь направлялась в Москву. В Рославле её должен был подобрать на машине хороший знакомый. Но, видимо не судьба поработать гражданке Грузии в российской столице.

Сама она повар, и уже работала в Москве в частном доме, но в 2016 году её выдворили из России и закрыли въезд на пять лет. Женщина в разговоре клялась, что впервые услышала о том, что ей закрыт въезд в Россию только сейчас от пограничников. Хотя это весьма сомнительно, поскольку она въехала в нашу страну без визы и через третью страну, видимо, сознательно рассчитывая на более слабый пограничный контроль.

Если в первый раз её только выслали из России, то теперь гражданку Грузии за нарушение запрета въезда в нашу страну ждёт уголовное наказание.

Вообще с начала этого года за нарушение режима пересечения границы на участке, проходящем по Смоленской области, в отношении физических лиц было возбуждено больше ста уголовных дел.

Алексей ГУСИНСКИЙ

Смоленские полицейские отправились на родительские собрания
Смолянам не рекомендуется пока выходить на лед водоемов

Другие новости по теме