В смоленских маршрутках будут действовать льготные проездные
Комитет по транспорту готовит документы для нового конкурса среди маршрутчиков. Он определит, кто на каком направлении будет работать (и будет ли вообще). Официально это называется «конкурсный отбор на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта», и пройдёт он в четвёртом квартале этого года, сказал в эфире радиостанции «Смоленская весна» зам¬главы городской администрации Александр Бочкарёв.При этом ожидается ряд новшеств. Планируется, что льготники смогут ездить не только на муниципальных, но и на частных маршрутках, при этом бюджет им компенсирует потери, отметил Бочкарёв. Будет введено разделение на муниципальные и частные маршруты.
«Условия конкурса будут составлены так, что перевозчик, который допускал много нарушений, участвовать в конкурсе сможет, но на победу рассчитывать – вряд ли. Наша цель#8194;– обеспечить более высокий уровень перевозок», – сказал заместитель сити-менеджера.
Методы отбора весьма просты и прозрачны. Претендентам при наличии у них нарушений договорных обязательств, лицензионных требований, правил дорожного движения будут снижать баллы. Критериями недобросовестности являются многочисленные нарушения перевозчиками договорных обязательств.
Кто же может попасть в чёрный список? В 2012 году по результатам проверок были составлены протоколы об административном правонарушении и наложены штрафы на руководство компаний «Таксо-сервис», «Экспрессавто», «Ветеран», «СОООПП».
Кстати, администрация города Смоленска пользовалась своим правом расторгнуть договор при «существенном неоднократном невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств». За срывы графиков движения таким образом поплатились в 2008 году «Авто-Проф» и «Лайнер». Но с ходу это удаётся сделать не всегда. В 2010 году областной арбитражный суд по иску мэрии города Смоленска признал незаконной и запретил нелегальную работу на 10-м маршруте предпринимателя Е.В. Сыпучкиной. Решение суда находится на исполнении в службе судебных приставов, пояснили в комитете (видимо, это те «ГАЗельки», которые бегают без номера маршрута, но с табличкой «Кловка – Колхозная площадь»). Уже в этом году поймали нелегальных перевозчиков на 10-м и 25-м маршрутах. На шестерых водителей составили протоколы об административных правонарушениях и оштрафовали каждого на 5 тысяч рублей.
Как сами маршрутчики относятся к нововведениям? Мы задали этот вопрос нескольким водителям и сотрудникам компаний-перевозчиков (все до единого, что примечательно, попросили не указывать своих фамилий). Итак, совокупное мнение таково: разделение на «частные» и «муниципальные» маршруты – это благо. В таких условиях «ПАЗики», принадлежащие городу, не будут «играть в чехарду» с «ГАЗелями», чтобы собрать побольше урожай пассажиров. Хотя условия, конечно, неравные – себестоимость проезда в городском транспорте#8194;– около 20 рублей. Даже после повышения цены проезда до 12 рублей всё равно 8 станет дотировать бюджет. По поводу проезда льготников есть сомнения, как будет работать эта система, компенсирует ли бюджет в полной мере расходы.
«Мы будем заявляться на маршруты, на которых работаем, как, думаю, и большинство наших коллег, – сказал один из совладельцев фирмы-перевозчика. – Всё-таки в каждой фирме отлажена система, хотя, возможно, кто-то захочет подмять под себя более «хлебные» направления. Хотелось бы, чтобы судили объективно: с такой дорожной ситуацией, как в Смоленске, отклониться от графика на несколько минут проще простого. А мою фирму за это штрафовали».
ЦИФРЫ
Более 100 муниципальных автобусов и около 600 частных «бороздят просторы» Смоленска.
Привлечённый транспорт обеспечивает в Смоленске 57 процентов всего пассажирского трафика.