Дороги

Призванные осушать чужие слёзы

31 июля 2012 года в 10:44
Как в Смоленске появились сёстры милосердия и больница Красного Креста

Сто восемнадцать лет тому назад

В день святых апостолов Петра и Павла, 29 июня 1894 года, состоялось торжественное открытие Смоленской общины сестёр милосердия Россий­ского общества Красного Креста. Освящение общины, располагавшейся на Покровской улице близ Авраамиевского монастыря, было совершено преосвященным Гурием, епископом Смоленским и Дорого­бужским, также в богослужении участвовали: кафедральный протоиерей Н. Иванов, ключарь собора священник Ст. Каверзнев, священник Казанской церкви С. Цветков, законоучитель и духовник сестёр общины священник богоугодного заведения Н. Попов. Кроме лиц духовного звания присутствовали: губернатор В.О. Сосновский, вице-губернатор А.А. Мусин-Пушкин, городской голова Н.П. Возненко и многие другие представители власти и чле­ны общества.

«Она – старшая дочь Царя небесного...»

Духовник общины сестёр милосердия произнес речь, выдержки из которой надо процитировать дословно: «…Прежде всего вот кто – сестра милосердия! Она – старшая дочь Царя небесного, имя, как видите, очень почтенное и высокое, такое имя, которым бы должна дорожить и украшаться всякая душа христианская. Но с этим высоким почтенным именем соединён не менее высокий подвиг. Что окружает жизнь сестры милосердия? Что она видит и слышит?.. Суровые, мрачные картины болезней и немощей человеческих, тяжёлые стоны и вопли страдальцев, а подчас раздирающие душу глухие, глубокие вздохи предсмертной агонии, вот что преимущественно выпадает на долю взора и слуха сестёр милосердия. Деятельность её главным образом сосредоточена у одра больных и умирающих… Итак, новая черта к понятию о сестре милосердия. Это – женщина-труженица на особенно высоком и благородном поприще, призванная самим родом своего служения в течение своей жизни осушать чужие слёзы, облегчать, успокаивать чужие страдания, вселять в больном ту преданность промыслу Божиему, при которой самая смерть встречается спокойно, без страха и ропота».

Для более полного раскрытия роли, отводимой сестре милосердия в обществе, приведём ещё одну цитату: «…Уход за больными и страдающими#8194;– дело, близкое женщине по самой приро­де её. Наученная же специальным познаниям в учреждении, строго поставленном на религиозных началах, подвергнутая испытанию и украшенная знамением Креста на форменной одежде, сестра милосердия представляет лучший при­влекательный живой образ носительницы идеи христианского мило¬сердия. Желательно, чтобы сестра милосердия заняла подобающее ей место в больницах нашего земства, и преимущественно в обширной гу¬бернской больнице, где в последнее время водворяется какой-то особый тип непризванных, неподготовлен­ных, случайных “надзирательниц-барышень”».

Чему учили сестёр

В декабре 1897 года Смоленская община сестёр милосердия Красного Креста открыла в одном из зданий, арендуе­мом на Покровской улице, бесплатную амбулаторию (здесь просуществовала с декабря 1897-го по июль 1898 года). Данный шаг позволял оказывать, по мере сил, врачебную помощь бедным жителям города и давал возможность сёстрам милосердия применить на практике свои теоре­тические познания по медицине, приобретённые в общине при про­слушивании лекций врачей. В общине преподавали: анатомию, хирургию, десмургию, гигиену, болезни (заразные, женские и детские), уход за роженицами, массаж, фармацепцию, рецептуру, арифметику, чтение, православие. Сёстры, поступившие в общину и проходящие теоретический курс, носили название учениц (по данным за 1900 г., их насчитывалось шесть). По окончании учебного года, сдав экзамен по теоретическим наукам, они получали свидетельство о знании этих предметов и переводились во второй разряд#8194;– сестёр испытуемых (в 1900 г. – четверо), главным назначением которых было получение практических навыков. После успешного прохождения испытательного срока сестёр переводили в разряд штатных (в 1900 г. – шесть) с выдачей свидетельства на звание сестры милосердия Красного Креста. Его получение обязывало к двухлетней службе в общине.
Открытие лечебницы сразу же оправдалось, число посещений достигало до 600 человек в месяц.

Переезд

Занимаемые общиной помещения не отве¬чали ряду требований: отсутствие достаточной площади и необходимых удобств, в особенно¬сти для амбулатории, и др. Для устра­нения этих и других недостатков было выдвинуто предложение о строительстве собственного зда­ния. По ходатайству председателя смоленской общины в конце 1897 года Дума передала ей безвозмездно участок земли «за Молоховскими воротами по Рославльскому шоссе, рядом со зданием бывшей почтовой станции. Место это очень удобно для лечеб­ницы и общины». Так началась история привычной уже нескольким поколениям смолян больницы Красного Креста.

В августе 1898 года строительство одного из двух зданий завершили, и в него перевели амбу¬латорию с Покровской улицы. 22 ноября состоя¬лось освящение новой постройки. По ряду причин окончательная отделка здания лечебницы общины задержалась, и открытие осуществилось только 21 мая 1901 года. «В своём настоящем виде лечебница представляет вполне уютный и жилой вид»,#8194;– отметили на торжестве.

По данным за 1906 год, в амбулатории была оказана помощь 4123 больным, сделавшим 7956 посещений. По сословному составу цифра разделяется следующим образом: крестьян – 2931, мещан#8194;– 845, дворян – 138, граждан и купечества – 90, духовного звания#8194;– 77, солдатского звания#8194;– 42 человека.

Благодарность императрицы

В ноябре 1910 года попечительский совет общины поднял вопрос о необходимом ремонте и увеличении зданий общежития сестёр и коечной больницы по причине их тесноты и других возникших неудобств. После ряда согласований 5 октября 1912 года приступили к закладке нового здания. По этому случаю смоленская община отослала телеграмму на имя председателя главного управления Общества Красного Креста А.А. Ильина. В ответной телеграмме содержалось поздравление и благодарность от императрицы Марии Фёдоровны. Согласно разрешению главного управления Красного Креста больница получила наименование «Больница смоленской общины сестёр милосердия российского общества Красного Креста в память 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года». Постройку здания завершили в 1914 году.

«...снимаем с поездов дизентериков и тифозных...»

Для Смоленской общины сестер милосердия, как и для всего россий¬ского общества, на¬чало XX века было трудным и сопряжённым с рядом как местных, так и общероссийских событий. Приведём лишь небольшие эпизоды, выпадающие из повседневной тяжёлой жизни сестёр. Во время русско-китайского конфликта в 1900 году смоленские сёстры милосердия единогласно выразили желание отправиться в действующую армию, но по ряду причин, не зависящих от местного руководства, их услугами не воспользовались. Не имея возможность лично принять участие в событиях на Дальнем Востоке, сёстрами было собрано 100 солдатских и 10 офицерских комплектов белья.

С началом Русско-японской войны (1904 – 1905 гг.) деятельность общины приняла более обширный характер. В 1904 году смоляне отправили два отряда сестёр милосердия в при­фронтовые территории – общим числом 28 человек. Уже 9 февра­ля (война началась 24 января) общи¬на приступила к формированию первого смоленского отряда из 15 сестёр и лазарета на 25 кроватей. Из города полностью укомплектованным он выехал 4 марта и был направлен в Харбин, куда и прибыл 29 марта. Первоначально его деятельность заключалась в сопровождении больных и раненых на санитарном по¬езде из Ляояня в Харбин. Второй отряд сестёр милосердия отправился на Дальний Восток 13 августа 1904 года. Он располагался на станции Мысов Забайкальской железной дороги. В обязанности сестёр входило дежурство в бараках: хирургическом, заразном, операционном, внутренних болезней и бельевом цейхгаузе. Из писем врача С.И. Спасокукоцкого, бывшего при отряде сестёр милосердия, датированных 30 сентября и 26 октября 1904 года, видно, что трудности представлял не только уход за ранеными, но и общение с местным населением: «Приехали мы сюда 6-го сентября... Испытывали жару, дождь, холод... Владеем 4-мя бараками... Наша функция – не пропускать за Байкал ни одного заразного, поэтому мы снимаем со всех санитарных поездов дизентериков и тифозных. Сейчас у нас полный комплект и тех, и других… Особую опасность представляет местная шпана… Против последней мы и носим револьверы...». «Сейчас у нас 80 раненых, исключительно тяжёлых, т.к. только таких мы снимаем с поездов. Ужасает их грязь и количество насекомых на них… 23 [октября], например, взяли 36 чел.[овек], из которых только 2 могли идти на ногах, остальных носили на носилках (саженей 200)…» В Смоленске были созданы сокращённые шестинедельные медицинские курсы, которые в 1904 году осуществили три выпуска, общей численностью 46 слушательниц. Община принимала участие в церковных сборах в пользу раненых. В Смоленске сёстры собирали медицинский инвентарь для полевых госпиталей и одежду, отправляемые на фронт (за летние месяцы 1904 года было собрано свыше 20000 единиц одежды), размещали раненых в городских больницах (первые раненые в количестве 53 человек появились в городе 7 июня).

В 1906 году в Сызрань был командирован небольшой отряд смоленских сестёр – для доставки собранных денег и вещей пострадавшим во время пожара. В этом году впервые сёстрами было проведено разговение провизией ко дню Святой Пасхи для малообеспеченных (помощь получили более чем 600 бедных, из которых около 200 семейных). Это мероприятие проводилось регулярно, известны отчёты за 1908, 1909, 1910 годы.

Врачебно-питательный отряд

В 1910 году смоленская община понесла тяжёлую утрату. Анна Ивановна Бурова, в течение трёх лет заведующая лечебницей общины и заслужившая общую любовь всех больных, умерла во время борьбы с эпидемией сыпного тифа в земской больнице города Поречье. В феврале 1912 года «врачебно-питательный отряд» смоленской общины сестёр милосердия был отправлен в Уфимскую губернию для ликвидации голода.

К 1 января 1913 года в состав сестёр милосердия входили 30 сестёр, из них: 21 штатная сестра, 5 – испытуемых, 4 – ученицы.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война выз­вала напряжение сил всей страны, и в том числе смоленской общины. К 1 октября в Смоленске располагалось 11 лазаретов и госпиталей, из них 4 общества Красного Креста на 431 койку, из которых 181 была местная. Смоленские лазареты общины приступили к приёму раненых уже с 27 августа, к 1 октября в них поступил 1 офицер и 20 нижних чинов, на 1 ноября 1916 года эти цифры значительно возросли – 110 офицеров и 788 нижних чинов. Кроме дежурства в госпиталях сёстры милосердия привлекались к другим работам. Они осуществляли перевязку раненых первоначально непосредственно в проходящих поездах, затем в специально выделенном для этой цели помещении на железнодорожной станции. Принимали участие в раздаче пищи по вагонам. Община участвовала в сборе средств и вещей для солдат, с 20 августа по 1 октября 1914 года проезжающим раненым солдатам было выдано около 2000 собранных вещей.

Такова краткая история Смоленской общины сестёр милосердия Красного Креста с момента её возникновения до событий 1917 года.

СПРАВКА

История возникновения Красного Креста

День заседания «Женевского общества общественной пользы» – 9 февраля 1863 года принято считать днём основания Красного Креста. На нём сформулировали основные принципы деятельности общества. Во многих странах мира в XIX веке создавались общества, деятельность которых была направлена на оказание помощи раненым, носившие различные названия. На пятой международной конференции Красного Креста в 1892 году постановили, чтобы все такие общества имели однообразное название – Обществ Красного Креста.

Первую в России Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия создали в С.-Петербурге в период Крымской войны. Осенью 1854 года отряд из 120 сестёр прибыл в Севастополь для ухода и оказания помощи больным и раненым солдатам; впоследствии всех сестёр удостоили наград.
Устав Российского общества попечения о раненых и больных воинах был утвержден 3 мая 1867 года. В 1879 году оно получило название «Российское общество Красного Креста». Согласно уставу, главной целью общества являлось содействовать отечественной военной администрации в уходе за ранеными и больными воинами во время войны. В мирное время общество принимало меры к широкому обеспечению своих потребностей для военного времени, оказывало помощь увеченным воинским чинам, помогало пострадавшим от общественных бедствий и обычным больным. Доходы общества составлялись из единовременных пожертвований деньгами и вещами, разных сборов и членских взносов. Российское общество Красного Креста включало в себя различные учреждения; по данным на 1 января 1894 года, в него входили: главное управление, 6 окружных управлений, 80 местных, 187 комитетов, 49 общин сестёр милосердия, 2 общежития для сестёр милосердия, 2 учреждения для фельдшериц, 2 убежища для призрения бывших сестёр милосердия Общества Красного Креста и 3 инвалидных дома.
В гости к Карлсону
Храм на Смядыни увенчали крестом

Другие новости по теме