Инвестиции идут в логистику
Предприниматели просят госсекретаря Союзного государства поддержать идею создания технопарка в Стабне. Госсекретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота посетил Смоленск с рабочим визитом, чтобы увидеть плоды сотрудничества братских республик. После встречи с губернатором Алексеем Островским он ознакомился с работой таможенного поста в Стабне.Сейчас треть всех грузов, которые ввозятся в Россию автомобильным транспортом, идёт по Москва-Минской трассе. За последние четыре года, когда таможенное оформление и контроль стали переносить на приграничные территории России, логистическая отрасль в регионе вышла на новый уровень. Благодаря технологии удалённого выпуска, взятой на вооружение таможенниками, 13-14 тысяч фур не едут в Москву – грузы при этом оформляются рядом с границей – и разъезжаются по стране, минуя столицу.
Начальник Смоленской таможни Василий Князев рассказал, что с 2008 года стоимость ввезённых и оформленных на Смоленской таможне товаров выросла с 1,7 млрд. долларов до 8,9 млрд. в 2011-м, перечисления в федеральный бюджет – с 5,5 млрд. рублей до 18,3 млрд. Экономический эффект от сопутствующего бизнеса огромен. Количество занятых на складах временного хранения и в другой «околотаможенной» инфраструктуре увеличилось с 300 до 800 человек. Только фирма-оператор таможенно-складского комплекса в Стабне, по словам её руководителей, ежемесячно пополняет казну на 10 миллионов рублей, причём половина этой суммы остаётся в области.
Именно на этот бизнес возлагаются большие надежды по реализации транспортного потенциала Смоленской области. На рабочем совещании в Стабне зашёл разговор об улучшении инвестиционного климата. Руководители компании, которая эксплуатирует терминал в Стабне, рассказали о планах создания предприятия по производству грузовых полуприцепов. При этом возможно устройство машиностроительного технопарка, который обслуживал бы транспортную отрасль. Дело в том, что ежегодно в Россию импортируется около 10 тысяч полуприцепов, а всего прицепной техники – 20 тысяч единиц.
«У нас есть производственное направление, которое работает на собственные нужды. Оценивая сегодняшнюю ситуацию на рынке, мы решили построить завод полуприцепов, прицепов автомобильных и надстроек на шасси грузовиков, – рассказал учредитель компании Вадим Гитлин. – Предварительные переговоры с автопроизводителями уже проведены, интерес к этому проекту есть как у покупателей, так и у западных производителей. Смоленск находится на полпути между Минском и Москвой. Наше предприятие уже давно работает, интегрируя возможности России и Беларуси, у нас и численность персонала поделена примерно пополам».
В распоряжении группы компаний – 200 гектаров земли со всеми коммуникациями и, главное, с точкой притяжения совместных, иностранных предприятий – складами временного хранения.
«Наших собственных средств и кредитных возможностей недостаточно для реализации действительно серьёзного проекта, – продолжил Гитлин. – Для примера: завод по производству полуприцепов мощностью 10 тысяч штук в год стоит 70-80 миллионов евро. При выходе на проектную мощность он может производить продукции на 150-200 миллионов евро в год. На таком предприятии могут работать до 500 сотрудников. Налоговые поступления при обычном экономическом режиме при выходе на проектную мощность – 10-15 миллионов евро».
Предприниматели считают, что логично построить в Стабне не одно, а несколько смежных предприятий (по производству полуприцепов, самосвальных кузовов, автоцистерн и т.д.), которые образовали бы технопарк инженерно-технологического профиля. Уже есть пример: небольшое представительство открывает польский производитель пластиковых профилей – небольшое сборочное производство и склад. Поляки приобрели здесь участок земли, в этом году начинают строить, сказал Гитлин. «Лёд тронулся. Но для реализации серьёзного проекта нужна поддержка», – продолжил он. Оптимальным вариантом было бы решать вопросы финансирования этого технопарка централизованно с привлечением крупного инвестора, считают они, и предоставить предприятиям, которые разместятся в технопарке, на время становления особый экономический режим.
Свой проект предприниматели вручили Григорию Рапоте и попросили вице-губернатора Николая Кузнецова передать его главе региона.
«Алексей Владимирович серьёзно настроен на развитие региона и, насколько я его понял, готов рассматривать все предложения, – сказал Григорий Рапота. – Чтобы в федеральном центре продвигать какие-то проекты, очень важна позиция губернатора. Я считаю, что будущее Смоленской области связано с развитием её транзитного потенциала. Всё что работает на эту идею, – развитие терминалов, производство транспортных средств – должно приветствоваться. Если 30% автомобильного ввоза проходит через вас, значит, может и больше. Здесь важно правильно перенаправить потоки».
«Позиция губернатора – устранить все экономические административные барьеры на пути продвижения бизнеса и реализации проектов, – отметил Николай Кузнецов. – Я имею в виду те проекты, которые целесообразны, которые нужны Смоленщине. Бизнес у нас в регионе часто сталкивался с тем, что какой-то чиновник требует мзду для того, чтобы продвигалась какая-то идея к практической реализации. Так вот, информация о том, что у нас такие чиновники остались, моментально должна дойти до губернатора. В один день этот чиновник прекратит своё существование как чиновник с передачей дел в соответствующие органы».