Дороги

Танковый музей в Кубинке: гордость за нашу страну!

5 мая 2012 года в 09:20
Безусловно, победа в войне принадлежит прежде всего людям. Однако в современном мире победить врукопашную невозможно. Поэтому, вспоминая о Великой Отечественной, мы не можем обойти вниманием военную технику. Чтобы увидеть, на чём сражались наши деды, и сравнить наши танки с техникой союзников и фашистов, мы отправились в Московскую область, в военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Музей находится всего в 65 километрах от Москвы, в Одинцовском районе. Смоляне, которые хотя бы иногда ездят в столицу, безусловно, видели у трассы М-1, сразу за поворотом на Наро-Фоминск, грозный танк ИС-3. Именно здесь находится поворот к музею.

Танковый музей в Кубинке: гордость за нашу страну!


Оружие Победы


Коллекцию в Научно-исследовательском институте бронетанкового вооружения и техники начали собирать ещё в 30-х годах прошлого века, а непосредственно музей был создан в 1972 году. За 70 лет в стенах НИИ БТ и на полигоне побывали сотни отечественных и иностранных боевых машин. Наши шли сюда с заводов, а иностранные – преимущественно с полей сражений. Часть экспонатов была захвачена в бою, часть музей выменял или получил в подарок. Многие образцы прошли не только полевые испытания, но и побывали под обстрелом. Некоторые из них остались только в виде схем и отчётов, другие отправлялись ржаветь в запасники НИИ. Со временем оказалось, что на задворках института гниёт более сотни танков, многие из которых уникальны. Чтобы сохранить их, и был создан музей. Долгое время он был закрыт для посетителей, а танки стояли прямо под открытым небом.

Некоторые танки настолько малы, что вообще непонятно, как в них можно залезть, не говоря уже о том, чтобы в них воевать. Дело в том, что когда эти машины только начинали использовать в бою, их старались сделать как можно более незаметными. В 20-30-х годах прошлого века в танкисты брали людей жокейского роста, но недюжинной силы, ведь усилие на рычаге в те годы достигало 40 килограммов, а нажимать его приходилось далеко не один раз. В танковых войсках до сих пор существует ограничение по росту в 170 сантиметров.

Танковый музей в Кубинке: гордость за нашу страну!


Есть чем гордиться


Советская часть коллекции насчитывает более 130 экземпляров. Среди них — изображённый на медали «За отвагу» пятибашенный тяжёлый танк Т-35, легендарные Т-34, опытный образец последнего отечественного танка с цельнолитым корпусом (объект 770), «летающий» Т-80, ИСы – вплоть до восьмой модели, семейство быстроходных колёсно-гусеничных танков БТ.

У каждой машины своя история. У тех, что побывали на полях сражений, – боевая. Зато по тем, что так и не поучаствовали ни в одной битве, можно судить об обществе в целом. Вот лишь один пример. Танк, созданный Петром Исаковым ещё в 1957 году, до сих пор по некоторым боевым свойствам превосходит лучшие зарубежные образцы. Это единственный советский танк на четырёх гусеницах, который по болотам ходил бы не хуже лося. Существует легенда, что когда машину показывали Никите Хрущёву, он перебил докладчика и молвил в сторону изобретателя: «Сам ты, Исаков, толстый, и танки у тебя толстые». Развернулся и ушёл. На машине был поставлен крест.

Танковый музей в Кубинке: гордость за нашу страну!


В музее много уникальных советских танков, которые разрабатывались, но по тем или иным причинам не были приняты на вооружение. Есть и такие, «сородичи» которых погибли в первых боях, и остался всего один экземпляр. Как пример – единственный в мире серийный многобашенный танк Т-35. Их начали выпускать ещё до начала Второй мировой войны, но не успели усовершенствовать. В первые дни войны в ход шло всё, что могло ехать и стрелять. В итоге из 61 экспериментального образца осталась всего одна машина.

Один из экспериментальных танков, несмотря на то, что был изготовлен всего в одном экземпляре, в 1941 году помог остановить немецкую дивизию. Вывезти машину было невозможно, поэтому её подготовили к подрыву. Когда фашисты приблизились к Наро-Фоминску, танк дал залп, чем спугнул наступавших. И ведь достал же! Дальность его стрельбы составляла 24 километра.

В сожалению, в Кубинке совсем мало танков КВ. Дело в том, что тридцать лет назад они были на время переданы в Центральный музей Вооружённых сил, где до сих пор и стоят. Зато экземпляр, который есть в музее, использовался для создания знаменитой самоходки «Зверобой» – СУ-152. Машина была создана всего за 24 дня. В 1942 году Иосиф Сталин вызвал конструкторов и дал задание придумать танк, который будет уничтожать немецкие «Тигры» и «Пантеры». Естественно, учёные возразили, что за такой срок ничего сделать невозможно.

– С вами – невозможно, а без вас – возможно, – отрезал Сталин.

Напуганные изобретатели уложились в ещё меньший срок. Так появился СУ-152, 49-килограммовый снаряд которого не просто пробивал немецкую броню: он разваливал танк на куски. При попадании такого снаряда в башню танка «Тигр» она улетала на 15 метров. Вместе с экипажем…

С самим «Тигром» можно сравнить наш ИС-2. Он был легче «немца» на 80 килограммов, а по броне и орудию превосходил его. Гитлер даже приказал своим солдатам, на чём бы они ни воевали, ни при каких обстоятельствах не вступать в бой с ИС-2. Только вот пока машину делали, Великая Отечественная война закончилась, и надобность в столь грозной технике отпала.

Танковый музей в Кубинке: гордость за нашу страну!


Впрочем, в экспозиции представлено много танков, так и не успевших повоевать. ИС-3 называют танком Победы, хотя в войне с немцами он как раз и не участвовал. Воевали на нём чуть позже, уже с японцами. Когда союзники СССР увидели эту машину на параде в Берлине, который прошёл в июне 1945 года, они ещё раз опасливо порадовались, что война закончилась. Все понимали: стоит тронуть нашу страну, и более 3500 ИСов раскатают всю Европу в блин за две недели. Никто не смог бы их остановить.

ИС-7 начали создавать в 1944 году в ответ на немецкий «Королевский Тигр». По характеристикам они похожи. Но война закончилась, достойного противника не стало. Кроме того, машина получилась технически слишком сложной. И металла на неё уходило непозволительно много: вес танка достигал 68 тонн. Поэтому за всю историю выпустили всего пять танков модели ИС-7. Естественно, на вооружение они не попали, в отличие от следующей модели – ИС-8. Правда, на тот момент Иосиф Сталин, чьё имя носил танк, уже умер, и танк назвали Т-10. Он простоял на вооружении сначала советской, а потом и российской армии с 1957 до 1993 года. Те, кому посчастливилось служить на Т-10, шутят, что ехать на этой машине по минному полю комфортнее, чем на «Вольво» по шоссе.

В 1969 году в Советском Союзе прекратили выпуск тяжёлых танков, поскольку по характеристикам к ним уже вплотную подобрались средние. Новый класс стали называть «основной боевой танк».

Целый павильон отдан под бронетранспортёры, боевые машины пехоты, боевые машины десанта… У каждого из них тоже своя история. Единственный в мире плавающий бронеавтомобиль так и остался опытным экземпляром. Есть тут и БМП-3, про которую многие говорят, что машина отличная, но есть в ней четыре недостатка: не ездит, не стреляет, не плавает и броня плохая.

Интересный экземпляр – самоходный прожектор. Он был создан для того, чтобы видеть ночью, что происходит по ту сторону границы с Китаем. Правда, изобретатели слегка перестарались: когда этот «фонарик» светит горизонтально, на сто метров выгорает всё, включая траву! Поэтому на вооружение был принят облегчённый вариант прожектора, а три выпущенных экземпляра остались только для истории. Никто до сих пор не знает, на какую дальность они могут светить: Земля ведь круглая.

Было чего бояться


В павильоне, где представлена техника четырнадцати зарубежных стран, тоже немало интересных экземпляров. Бронемашины французской фирмы «Панар» выпускались с начала Второй мировой войны и до 70-х годов. Одна из них по лицензии Франции даже выпускалась в ЮАР. Когда смотришь на несуразные боевые машинки знаменитой итальянской фирмы «Фиат», вспоминаются наши «Жигули». Есть в музее и одна польская малышка, в которую с трудом умещались двое бойцов. Фирмы «Шкода» и «БМВ» совместно создали знаменитый «Ганамак», который прошёл Вторую мировую и впоследствии стоял на вооружении чешской армии аж до 90-х годов. Единственный китайский экспонат музея выпускался по лицензии Советского Союза. Машина участвовала в китайско-вьетнамском сражении, в котором победу одержали вьетнамцы.

– Понятное дело, со стороны Вьетнама действовала советская техника, а со стороны Китая – китайская же подделка, – шутят экскурсоводы.
Шведы обиделись, что в экспозиции не представлены их танки, и… подарили музею в Кубинке несколько машин. Кстати, чтобы не было проблем на таможне, каждый танк оценили в один доллар. Но пока машины добрались до России, вышел новый закон. Так до сих пор и стоят нерастаможенные.
Венгерские танки, представленные в музее, выпускались по лицензиям разных стран. Самая большая коллекция павильона – японская. Есть тут даже машина образца 2592 года! Правда, по нашему календарю это всего лишь 1952 год. Машина хитрая: сзади при необходимости снимали пулемёт и ставили распылитель. За короткое время с его помощью можно было отравить целую армию. Правда, японцы так и не успели применить ни химическое, ни бактериологическое оружие. В основном эту технику производила фирма «Мицубиси».
Танковый музей в Кубинке: гордость за нашу страну!

Ещё один интересный экземпляр – бронетранспортёр-дрезина. Основной ход у него – железнодорожный, а гусеницы нужны только для того, чтобы взобраться на насыпь. Ширина колеи – российская. Этим машинам не удалось дойти до Урала, как планировали их создатели – немцы.
С трудом помещается даже поперёк павильона самоходная осадная мортира «Адам». А в самом конце, прямо за ней прячется танк, посмотреть на который и едет большинство посетителей музея. Это знаменитый сверхтяжёлый танк PzKpfw VIII «Маус» (на снимке; у нас его называют «мышонок»). Он был спроектирован в третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле. Его боевая масса — 188 тонн! Были построены всего два экземпляра машины. На линию фронта эти танки не попали из-за своих размеров и веса. Позже им поручили задачу охранять рейхсканцелярию, но они не смогли выполнить и это задание. При подходе советских войск танки были взорваны их экипажами. На данный момент в мире сохранился только один экземпляр танка «Маус», который хранится в бронетанковом музее в Кубинке. Он собран из частей недостроенных на заводе танков и двух действующих экземпляров.

Вместо вывода


В Кубинке не просто интересно: во время экскурсии по танковому музею постепенно охватывает неподдельная гордость за страну, в которой мы живём. Что может быть лучше для патриотического воспитания молодого поколения? Правда, привозить сюда школьников вообще без подготовки – пустая трата времени. Взрослые должны объяснить им, что они едут в музей не для развлечения, а для осмысления всего, что было. И всего, что может быть.
В День Победы для смолян будет петь Сергей Беликов
Георгий Иванов: солдат войны, герой труда

Другие новости по теме