По истокам православия Киевской Руси
Недавно состоялась паломническая поездка в Почаев и Киев, в которой приняли участие 18 человек из Смоленской области. Прежде чем рассказать об этом увлекательном религиозном мероприятии, хотелось бы уточнить, что отличает паломничество от туризма. В отличие от туризма, целью которого является путешествие с познавательным, развлекательным или спортивным характером, паломничество предусматривает соприкосновение со святыней, где главное чувство – это благоговение. Смысл паломничества – влечение души к святым местам, где она, отвлекаясь от мирской суеты, соприкасается с вечностью, где человек может укрепиться в вере и разрешить важные для себя вопросы. Именно с осознанием этого факта паломники покинули заснеженную Родину и направились на по-весеннему тёплую Украину.Источник святой Анны
Совершив 16-часовой переезд и нарушив в свою пользу программу поездки, мы прибыли к источнику святой Анны, который расположен в селе Онишковцы, на стыке Кременецкого района Тернопольской области и Дубенского района Ровенской области. Источник находится на территории скита святой праведной Анны Свято-Николаевского женского монастыря.
Согласно местным преданиям, в древности на месте источника святой Анны стояла церковь. Во времена татарского нашествия на русские земли церковь опустилась под землю и таким образом убереглась от надругательств со стороны иноверцев. Со временем на этом месте была построена новая церковь. Однако память о святом месте хранилась.
Следующим свидетельством святости этого места стало появление здесь иконы святой праведной Анны. Узнав о чуде, жители села торжественно перенесли икону в храм в соседнее селение, однако на следующий день она была опять найдена на месте своего появления. Все очередные попытки перенести икону в церковь оказывались тщетными, создавалось впечатление, будто святая Анна сама избрала для себя место и не желает его покидать. Чтобы больше не тревожить икону святой Анны, на месте её появления крестьяне соорудили часовню, где и хранилась святыня. В доказательство избранности места рядом с часовней пробился целебный источник. На протяжении веков православные отовсюду приходили сюда, чтобы омыться святой водой и получить исцеление от своих недугов.
Особенность источника святой Анны в том, что в любое время года температура воды в нем остаётся 5-8°С. Секрет целебной воды источника – в высоком содержании кремния, который дарит силу и здоровье. Минерал хорошо очищает воду озера святой Анны от разных примесей, и это доказанный учёными факт.
Как приятно и радостно было окунуться в источнике после долгой дороги! Взбодрившись и набравшись сил, мы продолжили путь к Свято-Успен¬ской Почаевской лавре, до которой оставалось примерно два часа езды.
Свято-Успенская Почаевская лавра
Лавра встретила нас золотыми куполами. Благодаря своему месторасположению, храмовый архитектурный ансамбль лавры отлично просматривается ещё на подъезде к нему. Лавра находится в городе Почаеве Тернопольской области, это крупнейшая православная святыня на западной Украине и вторая в стране, после Киево-Печерской лавры.
Все входы и выходы из монастыря находятся под охраной казаков, строго наблюдающих за соблюдением порядка.
Мы спешили в трапезную, к часу дня нашу группу ждали на обед. Произнеся общую обеденную молитву, мы приступили к трапезе. Стоит отметить кулинарный талант монахов: казалось бы, самые простые постные блюда, но в монастыре эта пища приобретает совсем другой вкус. Как необычайно вкусны эти блюда, наполненные молитвой!
После обеда, разместившись в гостиничных номерах (на территории лавры работает гостиница европейского уровня, которая принимает большой поток паломников из стран СНГ, Европы и даже США), мы отправились на экскурсию.
Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.
В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и чудотворный образ Божьей Матери.
2 августа 1675 года пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян, встали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед иконой Почаевской Божьей Матери на небе вдруг расступились тучи и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окружённая ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский.
Татарское войско отступило.
Сегодня в лавре хранятся уникальные святыни, к которым неустанно идут паломники. Первая из них – цельбоносная (имеющая исцеляющую силу) Стопа Богородицы, явившейся по преданию на Почаевской горе в 1240 году в окружении огненного столпа. Богородица оставила отпечаток своей правой стопы, откуда забил целебный источник.
Ещё одна святыня монастыря – чудотворная икона Божией Матери, отданная лавре православной помещицей Анной Гойской. Сейчас икона находится в Успенском соборе над Цар¬скими вратами. В праздники её опускают два раза в день, в будни – один.
Святыней лавры является пещерный храм, где находятся нетленные мощи преподобного Иова, игумена Почаевского, и преподобного Амфилохия, жившего уже в XX столетии.
Вечером же нас ожидало вечернее богослужение, соборная панихида в Успенском соборе и простой, но кажущийся таким экзотическим постный монастырский ужин.
Утро следующего дня в лавре началось рано. В 6 утра (7 по Москве) я отправился на раннюю литургию. К своему приятному удивлению, в Троицком соборе, где проходила литургия, я встретил почти всю нашу группу, включая шестилетнюю девочку.
Оставшимся после утренних служб временем каждый распорядился по-своему: кто-то остался в тишине храмов наедине с образами, кто-то прогулялся по городу, кто-то пил чай в номерах, некоторые успели сделать всё вышеперечисленное, и всё было благодатно.
Встретившись в назначенное время в трапезной, прочитав обеденную молитву и отобедав, наша группа с грустью и благоговением покинула лавру.
Свято-Духовский монастырь-скит
Примерно в 10 километрах от Свято-Успенской Почаевской лавры, на противоположном холме среди полей располагается Свято-Духовский монастырь-скит, который является скитом лавры. Здесь всё по-иному, здесь нет туристической инфраструктуры, не встретишь многочисленных паломников и туристов, нет базарчиков и кафе, только тишина и благодать. Скит отличается большей строгостью иноческой жизни, уединением и трудом.
История Свято-Духовского монастыря-скита уходит в далёкое прошлое, когда здесь вершил свои труды и подвиги преподобный Мефодий. На одной из почаевских гор после чудесного явления Божией Матери в столпе огненном преподобный воздвиг в 1203 году деревянную часовню, а в 1219 году на вершине той горы был заложен монастырь-скит с храмом Преображения Господня.
Во времена атеистических гонений скит был закрыт. Монахов переселили в лавру, хозяйство монастыря разорили, храмы осквернили, и только в 1990 году возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь монастыря.
В монастыре-ските хранятся святыни, такие, как чудотворный крест преподобного Никиты-Столпника, переяславльского чудотворца. Каждому паломнику из нашей группы монах надел на шею этот железный крест весом около двух килограммов.
Ещё одна святыня монастыря – мироточащая голова неизвестного святого из Киево-Печерской лавры, от которой исходит благоухание.
Святынями скита являются плачущие иконы неизвестных святых угодников Божьих и частицы мощей более 120 святых.
Приложившись к святыням скита и набрав святой воды из 107-метрового колодца, наша группа продолжила путь к сердцу Украины, Киево-Печерской лавре.
Заявленный в программе шестичасовой переезд до Киева превратился в восьмичасовой по причине лопнувшего в дороге колеса. Только к полуночи мы въехали в ночной Киев, нас встретили тысячи огней мегаполиса, яркими пятнами мелькала реклама...
Водитель из каких-то сентиментальных соображений предложил проехать по Крещатику и, не дожидаясь ответа группы, свернул на главную улицу столицы. К половине первого мы добрались до лавры, где нас радушно встретил келейник и разместил по гостиничным номерам.
Утро в Киево-Печерской лавре началось так же рано, как и в Почаеве. В шесть часов утра группа встретилась на ранней литургии в Крестовоздвиженском храме. В храме не было свободного места, приблизиться к алтарю было просто невозможно. Стоически выдержав службу и встретив нашего монастырского проводника, мы отправились в ближние пещеры...
Затем по программе нас ждал Киев с его множественными храмами. Наша группа посетила мужской монастырь Введения Божьей Матери во Храм, где хранятся мощи святой Димитры и чудотворный образ иконы Божьей Матери «Призри на смирение». Далее мы побывали у фундамента Десятинной церкви, построенной в 989 году, которая считается первой каменной церковью эпохи Киевской Руси. Следующим по графику был женский монастырь Вознесения Господня, документально известный с 1566 года, в котором хранятся мощи инокини Елены и икона Николая Чудотворца, Иова Почаевского и Пантелеимона Целителя. Последним храмом, в котором довелось побывать нашей группе, стал Владимирский собор, построенный в 1862-82 годах. В соборе находятся мощи святой Варвары и святого Макария, митрополита Киевского. Как оказалось, потрясающей красоты собор, построенный в честь князя киевского Владимира Святославича, последнее время находится под властью раскольников.
Был тёплый мартовский вечер, от усталости и всего увиденного кружилась голова, но внутреннее состояние было умиротворённым и светлым. Редко чувствуешь себя таким просветлённым в будние суетные дни, да и не чувствуешь вовсе. Наверное, подобные ощущения и можно назвать благодатью, в такие моменты хочется, чтобы время остановилось. Нам пора было возвращаться домой, от чего становилось немного грустно.