Формулы мастерства педагога Танавской
В дорогобужском посёлке Верхнеднепровский три школы. В каждой из них работают люди, преданные своему педагогическому долгу, высокопрофессиональные, любящие детей и свою малую родину. Одним из таких учителей является Людмила Танавская, заслуженный учитель Российской Федерации, победитель педагогического конкурса в рамках национального проекта «Образование»-2009.За плечами Людмилы Анатольевны 38 лет педагогического стажа, из них 30 лет в одной школе – школе №3 – со дня её основания и до сих пор. Родилась в Ельне в семье фронтовика, школу закончила с золотой медалью в Дорогобуже. Потом был Смоленский педагогический институт и увлечение – конечно же, лёгкая атлетика: в вузе Людмила выполнила норматив кандидата в мастера спорта в беге на 800 метров, защищала честь области на всесоюзных соревнованиях. Спорт так и остался в числе увлечений Людмилы Анатольевны, только перечень видов расширился: шахматы, волейбол, лыжные гонки, дартс, стрельба из пневматической винтовки. В течение многих лет наша героиня – капитан преподавательской сборной школы. Спорт помогает Людмиле Анатольевне быть всегда в форме и обходиться без больничных листов. В её классах никогда нет проблемы с посещениями уроков физкультуры, с экскурсиями и походами, нет и проблемы свободного времени, так как классный руководитель внимательно следит за посещением ребятами кружков и секций.
С первых дней работы в школе Людмилу Анатольевну отличал интерес к истории своего края, бережное отношение к предметам старины и военным реликвиям. Она увлеклась историческим и литературным краеведением. Наша Смоленская земля и, конечно же, Дорогобужский район богаты историей, и Людмила Анатольевна умело использует исторический материал как в учебном, так и в воспитательном процессе.
Нельзя не признать, что нынешнему поколению молодых людей труднее, чем во времена А.С. Пушкина, гордиться историей своих предков, труднее, чем Ф.И. Тютчеву, верить в Россию… Опасность нашего времени – в «нелюбви» к Родине, в массовом увлечении западным образом жизни, преобладании материальных ценностей над духовными интересами. Социологи и психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем.
Понятно, что роль школы в этом контексте возрастает. Л.А.Танавская видит выход из кризисного состояния мышления и поведения учащихся в обращении к краеведению.
Для неё это имеет следующую формулу:
краеведение = историческое + географическое + естественнонаучное + литературное (направления)
В своей работе Людмила Анатольевна опирается на историческую и литературную платформы краеведения.
Передовое учительство никогда не снимало с повестки дня краеведение. Оно в системе народного образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания молодёжи.
Ещё около ста тридцати лет тому назад К.Д. Ушинский писал, что «поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека, они помогают возгореться искрам любви к Отечеству».
По мнению Л.А. Танавской, краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики, сформулированные в законе Российской Федерации об образовании, идея которого – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение к краеведению: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города, знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.
Педагог считает, что в основу модели краеведения в современной школе можно условно положить принцип концентризма, когда обучающиеся изучают историю родного края по своеобразным кругам знаний:
• Мой дом. Родословная моей семьи.
• Родная школа. Её история и традиции.
• Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
• История района.
• История области.
Для патриотического воспитания учащихся в Дорогобужском районе есть основательная историческая база. Это прежде всего люди края. 28 почётных граждан города, 12 Героев Советского Союза, два Героя Социалистического Труда, первый рекордсмен мира в спортивной ходьбе среди советских скороходов И.И. Шкодин – это всё в истории края. В Дорогобужском районе жили и творили Иван Соколов-Микитов, Михаил Пришвин – это культура края. Старинный вал, старый Смоленский тракт, церкви и монастыри – главные достопримечательности района.
Современный Дорогобуж тоже требует пристального внимания и изучения. Город никогда не стоял в стороне от истории, он упоминается во многих письменных источниках, начиная с Уставной грамоты 1150 года.
Людмила Анатольевна умело сочетает программный материал с краеведческими сведениями на уроках русского языка, литературы и, конечно, в курсе «Литература Смоленщины». Её методические находки берут на вооружение учителя других школ, так как Л.А. Танавская является руководителем межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы. Она неоднократный призёр районных конкурсов профессионального мастерства, участник областных и всероссийских конкурсов. Опыт учителя в проведении информационно-библиографических уроков коллеги охотно используют в своей практике.
«Я хочу, чтобы мои ученики получили как можно больше информации о нашем крае, любили его, не боялись здесь остаться работать, потому что здесь тоже творится история, как и во многих других уголках России, тех самых, которые мы называем малой родиной», – так определила своё педагогическое кредо Людмила Анатольевна Танавская.
Внеурочная деятельность учащихся служит прекрасным дополнением к урокам и создаёт благодатную почву для воспитания патриотизма и гражданственности учащихся.
Большинство мероприятий построено на краеведческом материале.
Увлечение краеведением началось для Людмилы Анатольевны в годы существования пионерской организации, когда отряды боролись за звание правофланговых. Отряд её класса боролся за право носить имя Героя Советского Союза С.В. Гришина. Тогда началась переписка с Верой Звездаевой, писательницей и соратницей этого легендарного командира партизанского полка «13». Она познакомила с комбригом этого отряда Н.И. Москвиным. Благодаря этой переписке, педагог и ребята многое узнали о земляке-командире особого партизанского соединения «13» С.В. Гришине, потом побывали на родине героя, собрали богатейший материал, которым пользуются учащиеся школы для подготовки рефератов и докладов.
В 2005-2006 году школа вступила в региональный эксперимент по предпрофильной подготовке. В рамках этого эксперимента был введён составленный Людмилой Анатольевной и представленный на областной конкурс элективный курс «Музей – микромир, мир – макромузей». Программа элективного курса была отмечена комиссией и получила хороший балл. Преподавание велось с применением разнообразных форм и методов: видеоуроков, диспутов, деловых игр, экскурсий, семинаров. В заключение состоялась защита проекта «Музей школы».
С февраля 2007 года и сейчас Людмила Анатольевна является руководителем школьного историко-краеведческого музея, который стал центром патриотического воспитания учащихся. Музей – гордость школы, на его базе проводится большая работа. Здесь и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-афганцами, членами поискового отряда «Боец», и научно-практические конференции с докладами учащихся и их обсуждением, и, конечно, с экскурсиями по пяти экспозициям музея: русское народное творчество, русская изба, партизанская землянка, летопись родной школы, нумизматика. В дни родительских собраний и традиционных встреч с выпускниками школьный музей работает в режиме открытых дверей.
В смотре-конкурсе школьных музеев уже дважды музей школы №3 занимал первое место в районе.
С 2005 года Л.А. Танавская ведёт два кружка: «Музееведение» и «Краеведение». Сначала они действовали на базе краеведческого уголка, потом в помещении музея. Планы кружков составлены с учётом возрастных особенностей учащихся. Кружок «Краеведение» знакомит учащихся с историей и культурой района в прошлом и настоящем, с работой крупных промышленных предприятий.
А «Музееведение» посещают ребята, которые хотят научиться работать с экспонатами, вести научно-исследовательский поиск, быть экскурсоводами. Учитель рассматривает музей и кружки как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания молодёжи.
XXI век – век компьютеризации. Нынешний учитель должен соответствовать современному уровню техники. Л.А. Танавская идёт в ногу со временем, она освоила компьютер и наряду с традиционными методами и средствами обучения и воспитания использует инновационные технологии.
В связи с этим возрастает интерес к преподаванию русского языка и литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применяя в своей работе разнообразные мультимедийные пособия, педагог пришла к выводу, что любая форма работы над темой с использованием компьютера имеет серьёзные преимущества перед традиционными формами работы.
С помощью ИКТ ребята совершают виртуальные экскурсии в дорогие русскому сердцу места. Учащиеся видят истинную ценность и своеобразие культурного наследия родного края. Ребята убеждаются, что культура земли Смоленской – это часть общерусской культуры. Эти презентации помогают представить быт дворянской усадьбы при изучении произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова…
В арсенале методов и приёмов обучения языку остались и традиционные методики – опережающее обучение и использование алгоритмов, которые созданы по многим темам русского языка и литературы. Алгоритмы формируют у учащихся умение комментировать свои действия: «думаю, говорю, записываю» – по шагам, затем сворачивают свои действия, доведя применение правила до автоматизма. Применение Людмилой Анатольевной передовых технологий позволяет её ученикам сдавать ЕГЭ без неудовлетворительных отметок.
Людмила Анатольевна находится в постоянном поиске, является наставником молодых учителей, которые учатся у неё искусству общения с детьми, педагогическому такту, любви и преданности своему предмету. Она активный член совета кабинета филологического образования Смоленского областного института развития образования, пропагандист нетрадиционных технологий преподавания русского языка и литературы. Являясь лектором кабинета, она делится с коллегами опытом введения этнокультурного компонента в практику преподавания предметов филологического цикла.
Людмила Анатольевна постоянно выступает со статьями на краеведческую тематику в средствах массовой информации, не стоит в стороне от общественных дел, более 20 лет исполняет обязанности председателя участковой избирательной комиссии.
Она мать и бабушка, заядлая дачница и семейный шофёр (кстати, освоила вождение в 50 лет). Так что согласимся: Людмила Анатольевна Танавская – одна из самых ярких представительниц учительства Смоленщины.