Александр Норкин: «На дороге главное – взаимное уважение»
Дороги

Александр Норкин: «На дороге главное – взаимное уважение»

14 марта 2021 года в 17:22

Реализация в Смоленской области национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» главной своей целью ставит создание и развитие в регионе дорожной инфраструктуры высокого уровня, в первую очередь обеспечивающей безопасность всех участников движения. Об основах обеспечения на дорогах безопасности пешеходов состоялся разговор с начальником отдела дорожно-патрульной службы и исполнения административного законодательства Управления ГИБДД УМВД России по Смоленской области подполковником полиции Александром Норкиным.

Александр Владимирович, некоторые граждане считают, что пешеходы, как бы помягче сказать, не совсем полноценные и равноправные участники дорожного движения. Что на дорогах главные действующие лица – это водители. Как вы относитесь к такой точке зрения?

– Пешеходы, разумеется, такие же равноправные участники дорожного движения, как и водители транспортных средств. Мало того, они заслуживают особого отношения с точки зрения безопасности, поскольку являются самой незащищённой категорией участников дорожного движения. Пешеход находится непосредственно на дороге без какой-либо физической защиты.

Статистика показывает, что практически все ДТП, происходящие с участием пешеходов, заканчиваются тяжкими последствиями. Например, за прошедший год в нашем регионе совершено 87 дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. В них 23 пешехода погибли, 65 получили ранения различной степени тяжести.

Засветись на дороге

На что бы вы прежде всего обратили внимание пешеходов, до того, как они выйдут на улицу?

– Сейчас очень актуален вопрос обеспечения безопасности пешеходов в тёмное время суток. Если пешеход в такое время находится на дороге, обязательно нужно обратить внимание на наличие на одежде светоотражающих элементов. Это касается всех пешеходов, но в первую очередь, конечно, детей.

При передвижении пешеходов в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости в черте города такие элементы рекомендуется иметь, а вне населённых пунктов наличие светоотражающих элементов обязательно.

Обращу внимание: применение элементов необходимо не только в тёмное время суток, но и в условиях недостаточной видимости – пасмурная погода, туман, осадки. В правилах дорожного движения термин «недостаточная видимость» означает видимость на дороге менее 300 метров.

Есть ли какие-то обязательные требования к таким элементам – размер, форма, место крепления?

– Обязательных жёстких требований нет. Элементы могут крепиться на одежде, обуви либо на носимых предметах, таких как рюкзак, сумка и тому подобное. Главное правило – элементы должны быть прикреплены таким образом, чтобы быть видимыми водителю. Сейчас многие производители верхней одежды, особенно детской, уже сразу при пошиве применяют материалы, обладающие светоотражающими свойствами, то же касается и элементов обуви.

Первоочередным порядком необходимо обязательно обеспечить такими элементами детей. Ведь они в силу возраста не всегда осознают степень опасности, часто не могут сопоставить свои действия с реальной дорожной обстановкой. Эпизоды неожиданного появления пешеходов на проезжей части, к сожалению, в основном связаны с детьми. Ребёнок захотел перебежать дорогу – и перебежал. Поэтому очень важно, чтобы водитель вовремя обнаружил ребёнка на проезжей части, дорога каждая секунда.

Вопрос очень серьёзный. За отсутствие светоотражающих элементов у пешеходов, передвигающихся на неосвещённых участках дорог вне населенных пунктов, правилами дорожного движения предусмотрена административная ответственность.

Были ли случаи на практике, когда кого-либо оштрафовали за такое нарушение?

– Наиболее тяжкие последствия имеют происшествия, которые происходят в тёмное время суток на загородных дорогах, когда пешеход при отсутствии светоотражающих элементов незаметен и водитель не в состоянии вовремя отреагировать на его появление.

Как правило, такие происшествия заканчиваются летальным исходом. Учитывая эти обстоятельства, наряды дорожно-патрульной службы ориентированы на выявление именно таких пешеходов. Около десятка граждан ежедневно привлекаются к ответственности за данное нарушение. Но, подчеркну, главная наша задача – это не привлечь к ответственности, не составить административные материалы, а убрать такого пешехода ради его же безопасности с проезжей части. Поэтому стараемся оказывать содействие пешеходам, вплоть до непосредственного доставления до места назначения.

То есть сотрудники Госавтоинспекции сажают пешехода ради его безопасности в машину и отвозят по указанному адресу?

– Бывает и такое. Либо останавливают попутный транспорт и просят водителей помочь пешеходу и подвезти его. Как правило, такие ситуации возникают на участках дорог, расположенных рядом с населёнными пунктами, – пешеходы передвигаются из одного населённого пункта в другой.

Как пешеходы реагируют на замечания полицейских, чувствуете ли понимание и осознание с их стороны необходимости ношения светоотражающих элементов?

– Те, кому приходится часто передвигаться по загородным дорогам, особенно в сельской местности, давно осознали потребность в светоотражающих элементах. Без них в тёмное время суток пешехода возможно обнаружить лишь за 15–20 метров, что крайне небезопасно.

Но нужно признать, что у большинства граждан это осознание, к сожалению, не привито. Не хочется говорить об ужесточении ответственности, но, видимо, пока конкретного пешехода не привлекут или не произойдёт трагедия, не наступит понимание в необходимости тех или иных действий. Здесь есть над чем работать и нам – органам ГИБДД, и вам – средствам массовой информации.

Неравнодушие может спасти жизнь человека

Александр Владимирович, о чём должны помнить водители, чтобы максимально обеспечить безопасность пешеходов на дорогах?

– В первую очередь участники дорожного движения должны относиться друг к другу с уважением. Пешеход, ещё раз напомню, – наименее защищённая категория участников дорожного движения. Повторю прописные истины, но водитель, подъезжая к пешеходному переходу, должен быть максимально сосредоточен и внимателен. Обязан пропустить пешехода, ступившего на проезжую часть, независимо от количества полос движения. Часто замечаю, как возникают дискуссии, в частности на интернет-площадках, что, мол, термин «уступить дорогу» неоднозначен. Но правила дают чёткое определение: если пересекаются направления движения транспорта и переходящего дорогу человека, то водитель должен пропустить пешехода.

Проблемы безопасности, как ни странно, остро встают на оборудованных пешеходных переходах – именно на них наездов на людей фиксируется больше всего.

Напомню, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход, то пешеход может пересечь проезжую часть в зоне примыкания перекрёстка. Если же рядом нет перекрёстков и оборудованных мест перехода, то можно перейти проезжую часть под прямым углом, убедившись в отсутствии опасности.

Какие опасные ситуации могут возникнуть для водителей? Во-первых, многополосный участок дороги. В правом ряду водитель остановился перед переходом, а водитель, двигающийся по левому ряду, не видит пешехода из-за остановившегося транспорта. Поэтому правила гласят: водитель обязан остановиться перед переходом, если остановилось движущееся в попутном направлении транспортное средство. Внимательность в данных случаях должна быть максимальной. И не только в месте пешеходного перехода, но и в любом месте, где возможно появление людей на дороге: в местах расположения магазинов, объектов придорожного сервиса, любых объектов, скажем так, притяжения граждан.

Транспортное средство по определению – это источник повышенной опасности. На водителях лежит особая ответственность. И главное – на кону здоровье, а часто и жизнь людей.

Ещё одна проблема – нахождение на проезжей части дорог пешеходов в беспомощном состоянии, например, в состоянии опьянения. Зачастую такие пешеходы в прямом смысле лежат на дороге. Это происходит по разным причинам и за городом, и в населённых пунктах. Хочу обратить внимание водителей на следующее обстоятельство. Мимо лежащего на дороге человека проезжает транспорт, но в органы полиции не поступает ни одного сигнала, ни одного сообщения. Наш телефон 112 доступен для всех круглосуточно. Речь идёт о человеческой жизни. Просматривая видеозаписи с мест трагедий, когда люди погибают под колёсами автомобилей, мы видим, что мимо, не реагируя, проезжали порой десятки, сотни машин. Один своевременный звонок в полицию мог бы предотвратить трагедию.

Настоятельно прошу водителей информировать органы внутренних дел о находящихся на дорогах людях в беспомощном или бессознательном состоянии, о пьяных, идущих вдоль дорог, и тому подобных случаях.

Безопасность начинается с азов

Александр Владимирович, мы знаем, что к управлению транспортными средствами допускаются люди, которые сдали соответствующие экзамены, подразумевается, что они изучили правила дорожного движения. От пешеходов не требуется, чтобы они в обязательном порядке изучали правила, но хотя бы минимальные знания о безопасном поведении на улицах нужны. Ваша точка зрения по этому вопросу?

– Пешеходы, несомненно, должны знать основные правила дорожного движения, хотя бы в части, касающейся их прав и обязанностей. Я считаю, что всё начинается с детства, с азов. Поэтому и в школе, и уже в дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание изучению детьми правил безопасного поведения на дороге. Дорожная ситуация с годами у нас меняется, транспорта становится всё больше – в Смоленской области сейчас зарегистрировано порядка трёхсот тысяч автомобилей. Законодательно, конечно, обязательное изучение правил не предусмотрено, но мы все понимаем, что человек, даже не владеющий транспортным средством, как только вышел на улицу, тут же становится участником дорожного движения. Ему не помешало бы знать основы обеспечения своей же безопасности.

Насколько часто в органы ГИБДД поступают сигналы о зафиксированных гражданами фактах нарушений правил дорожного движения?

– Граждане у нас в этом плане достаточно активны. Ежедневно мы получаем минимум десять таких обращений, в иные дни их число доходит до двух десятков. Заявления подобного рода принимаются на электронный адрес Управления ГИБДД. В основном обращения касаются вопиющих случаев нарушения правил парковки транспорта. Я хочу поблагодарить сознательных граждан за такие сигналы, мы на них реагируем в обязательном порядке.

Фото: Елена ЖИРНОВА, гибдд.рф/r/67

Юрий Семченков

На трасе М-1 в Смоленской области столкнулись «ВАЗ» и тягач
В Смоленске на пять дней ограничат движение по участку улицы Шевченко