Третья беда – это мы на дороге
Сегодня хочется уточнить: у России не две беды, а три. Ещё – дураки на дорогах. На наших российских дорогах народ довольно разный: кто за рулём, кто в виде пешеходов. Народ автоматически переносит отношения между людьми вне автомобиля на отношения, происходящие в процессе дорожного движения. Но не забывайте о том, что, столкнувшись на тротуаре, максимум нос расшибёшь. Столкнувшись на дороге, можно и жизнь потерять.Любому водителю известно, что ситуация на дороге в каждый момент зависит от трёх взаимосвязанных факторов. Это так называемый ВАД: водитель – автомобиль – дорога. Не будем разбирать два последних фактора.
Кстати, недавно в одном из своих телевизионных выступлений Президент Дмитрий Медведев с большой озабоченностью озвучил цифру: в 85% дорожно-транспортных происшествий причина – человеческий фактор.
Не берусь анализировать, в чём причина нашего некорректного, а иногда просто хамского поведения за рулём. То ли в русском характере заложен правовой нигилизм, то ли мы до сих пор недотягиваем до общеевропейского и мирового культурного уровня. И потому у нас низок уровень культуры за рулём. Получается, что только «палкой» в виде ужесточения ответственности (увеличения штрафов, например) нас можно приучить если не уважать друг друга на дороге, то хотя бы выполнять правила. В конце концов, их соблюдение направлено на сохранение наших же жизней. Большинство водителей – нормальные люди. Так почему же некоторые ведут себя за рулём неадекватно? Подумаешь, не включил «поворотник». И не включают сплошь и рядом! Перестроения, обгоны – без «поворотников». Иногда кажется, что иной водитель и не знает, есть ли они у него. И не поймёшь: чего он хочет? Особенно на Т-образном перекрёстке (а у нас по городу их много) пропускаешь его, а он перед самым твоим носом включает поворот и уходит направо. Получается, что некоторым водителям глубоко наплевать на других участников движения. Когда трамваю надо, к примеру, прямо на Покровку, для него – зелёный свет, а автомобили, поворачивающие налево, встали в попутном направлении почти на рельсах и ни с места, хотя обязаны трамвай пропустить.
Мы можем привести тысячи подобных примеров. Про подрезания, про опасные превышения скорости, про идиотские манёвры, заканчивающиеся столкновениями. Видел однажды, как на кольце на улице Соболева, рядом с мостом через Днепр, на скорости не более 40 км/ч у «Москвича» отвалилось правое переднее колесо. Получается, колёсные болты вообще не были затянуты! В другой ситуации наблюдал, как при торможении перед пешеходным переходом у «шестёрки» не горели «стопы». Будь у машины, сзади едущей, поменьше дистанция, не избежать столкновения!
Так и хочется иногда процитировать магазинный лозунг советских времён, переделав его немного: «Водители, будьте взаимно вежливы, уважайте друг друга и пешеходов!»
Наконец-то стали пропускать пешеходов на «зебрах». Тоже, между прочим, палка о двух концах: первый пропустит, а следующий – нет. И идёт бедный пешеход, как по минному полю: осторожно шагая и внимательно осматриваясь.
Я понимаю, превращение нас в дисциплинированных водителей – процесс длительный, если не сказать, вечный. Людей жалко. Где-то читал, что за год в автомобильных катастрофах гибнет средний россий¬ский город.
Меня могут спросить: а что же ГИБДД? Те специалисты, которые призваны следить за порядком на дорогах? Не спорю, в их работе масса недостатков, и они в первую очередь отвечают за дорожное движение. Но сегодня хотелось поговорить о нас с вами, о водителях.
Берегите себя и друг друга. За нас самих этого никто не сделает. Удачи вам на дорогах!
Александр ШКОЛЬНИКОВ