От чего зависит безопасность на дорогах
Дороги

От чего зависит безопасность на дорогах

22 февраля 2021 года в 18:00

Реализация на территории Смоленской области национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» призвана в первую очередь повысить уровень безопасности дорожного движения, сократить число дорожно-транспортных происшествий, сделать передвижение по дорогам значительно комфортнее. Какие основные факторы и критерии влияют на безопасность дорожного движения? Об этом рассказал начальник отделения дорожной инспекции отдела надзора Управления ГИБДД УМВД России по Смоленской области Ян Золотарёв.

Ян Петрович, каковы основные критерии безопасности дорог?

– Критерии безопасности на автомобильных дорогах делятся на четыре основные части: связанные непосредственно с участниками дорожного движения, с транспортными средствами, с дорожной инфраструктурой и с внешними факторами, например погодой или временем суток.

Хочу обратить внимание на критерии безопасности, связанные с дорожной инфраструктурой. Самый важный из них – выбор скоростного режима, значимый на дорогах всех категорий. Второй важный критерий – организация дорожного движения, то есть все технические средства, которыми оборудована дорога. Эти факторы, на мой взгляд, – основа всех остальных условий повышения дорожной безопасности, поскольку они максимально влияют на дорожную ситуацию.

Повышение скорости – рост числа ДТП

Вы отметили скоростной режим как важнейший фактор безопасности на дорогах…

– На дорогах различных категорий устанавливаются разные скоростные режимы. Федеральная трасса – один скоростной режим, региональная – другой. Например, по федеральным трассам вне населённых пунктов мы имеем право двигаться со скоростью девяносто километров в час. Если говорить о дорогах местного значения, то в населённых пунктах максимальная разрешённая скорость – шестьдесят километров в час, за исключением особых случаев. В Смоленске более низкий скоростной режим установлен на улицах Кутузова, Большой Советской, на участке автодороги федерального значения Брянск – Смоленск. Все заметили, наверное, что на этих отрезках скорость ограничена где-то до пятидесяти километров в час, где-то – до сорока.

Надо признать, что это решение вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию автомобилистов...

– Остановлюсь на этом моменте. Сам читаю в социальных сетях, как многие граждане выражают недовольство снижением максимально разрешённой скорости движения. Но дело в том, что многие автомобилисты не так часто задумываются о дорожно-транспортных происшествиях, происходящих на этих участках, и об их последствиях. Водители привыкли к тому, что дороги федерального значения на территории нашей области широкие, зимой и летом отвечают всем нормативным требованиям, поэтому превышение скоростного режима часто происходит неумышленно. В итоге случаются ДТП, в которых не только наносится ущерб транспортным средствам, но страдают и гибнут люди.

Балансодержатель дороги анализирует аварийность на том или ином участке и смотрит, что можно предпринять, чтобы снизить её. Анализ проводится за месяц, квартал, полугодие и год, определяются очаги повышенной аварийности. И если исчерпаны все технические возможности: светофоры и ограждения в нужных местах установлены, работает освещение, – но аварийность всё равно повышена, прибегают к решению снизить допустимую скорость. При этом ужесточением скоростного режима дело не заканчивается. Мониторинг продолжается, делаются выводы, изменилась ли ситуация.

В перечисленных вами местах рано ещё подводить такие итоги?

– Да, пока рано. Во-первых, нужно учитывать климатические условия, необходимо пройти все сезоны – с осадками и без осадков. Со временем картина будет вырисовываться. Мы поймём, уберегли жизни людей установленные знаки или оказались бесполезными.

Бывают ли ситуации, когда на каких-то участках дороги для безопасности движения необходимо увеличить скорость?

– Нет, здесь моё мнение однозначно: если скорость увеличивается, это неизбежно ведёт к росту числа дорожно-транспортных происшествий. Я сейчас не говорю о том, чтобы максимально ограничить скорость везде, речь идёт только об участках с повышенной аварийностью.

Отмечу, что коррекция скоростного режима вводится балансодержателями дорог. От Госавтоинспекции могут поступить предложения, которые мы им направляем, со своей стороны анализируя показатели аварийности.

Получается, что дорожная ситуация контролируется как минимум с двух сторон – ГИБДД и собственником автодороги?

– Совершенно верно. Мы информируем балансодержателя, просим рассмотреть вопросы повышения безопасности дорожного движения. Надо сказать, что сотрудники ГИБДД довольно часто вносят предложения в части оборудования дорог. Для более эффективной работы совместно выезжаем на проблемные места, проводим заседания комиссий по безопасности дорожного движения, наблюдаем за обстановкой, ведём подсчёты движущегося транспорта. На этом основании принимаются решения о применении технических средств, например дорожных знаков.

Гордость за регион

Со скоростным режимом, будем считать, разобрались. Теперь остановимся на втором критерии дорожной безопасности...

– Второй важный критерий – это обеспечение безопасности дорожного движения применением технических средств, под которыми подразумевается совокупность дорожных знаков, разметки, светофоров, освещения и так далее.

Здесь я не побоюсь сказать, что есть определённая гордость за Смоленскую область в части оборудования дорог. Установка светофорных объектов, устройство нерегулируемых пешеходных переходов, перевод нерегулируемых переходов в регулируемые, оборудование освещения, нанесение новой разметки, применение дорожных знаков инновационного характера – всё это у нас выполняется на более высоком уровне, чем во многих регионах.

Но наряду с хорошо знакомыми всем объектами дорожной инфраструктуры есть и такие, о которых мало кто задумывается. Например, сливные колодцы на проезжей части. Во время таяния снега или во время сильных осадков нередко на дорогах возникает застой воды. Это очень опасно: водители объезжают места скопления воды, иногда выезжая на полосу встречного движения, что может привести к ДТП. Кроме того, проезжая такие места, автомобили нередко теряют управление. Застои воды образуются на дороге не только в местах неработающих должным образом ливнёвок, но и из-за неправильного профиля дорожного покрытия. Сейчас в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на этот момент обращают особое внимание.

Госавтоинспекция выступает с инициативой: при отсутствии водоотводов их необходимо строить, в случае неэффективной работы – ремонтировать или увеличивать их количество. По возможности нужно стараться убирать их с проезжей части, потому что при наезде транспорта на водоприёмник последний со временем деформируется. Были случаи, когда решётки водоприёмников проламывались и превращались в ловушки на дороге. Наше внимание направлено на то, чтобы эти меры принимались уже на стадии проектирования новых дорог. Надеемся на положительные сдвиги.

Вернусь к реализации национального проекта. Ещё одна инициатива ГИБДД – совмещение пешеходных переходов с искусственными неровностями на проезжей части. Смоляне, наверное, обратили внимание, что сейчас практически везде перед пешеходными переходами есть искусственные неровности. Зачем это сделано? У всех водителей вырабатывается привычка перед переходом замедлять движение, а искусственная неровность очень способствует выработке такой привычки. Следующий шаг – совмещение перехода и неровности. В таком случае рефлекс выработается однозначный: переход равно снижение скорости. Такое совмещение я считаю идеальным – это искусственная неровность на всю ширину «зебры». Подобные конструкции в Смоленской области уже есть, и данная инновация введена в документы нацпроекта.

Какова высота такой конструкции?

– В среднем высота неровности пять – семь сантиметров, естественно, с закруглёнными краями. Кстати, ярким примером применения технических средств для обеспечения безопасности дорожного движения стало оборудование в рамках нацпроекта улицы Николаева в Смоленске. На всех её пешеходных переходах установили светофоры, нерегулируемые переходы стали регулируемыми. Это, надеемся, существенно повлияет на безопасность всех участников дорожного движения.

Ежедневный надзор

Ян Петрович, как Госавтоинспекция контролирует дорожную инфраструктуру?

Сотрудниками Госавтоинспекции проводится ежедневный надзор за дорожным движением и обстановкой, состоянием дорог. Инспекторы работают, как говорится, «на земле», и мы прекрасно всё видим. Заступив на службу, инспектор ДПС объезжает свой маршрут патрулирования на предмет выявления недостатков улично-дорожной сети.

Некоторые граждане считают, что сотрудники ГИБДД могут установить дорожный знак или светофор либо обустроить тротуар. Это заблуждение. Мы можем или выдать предписание об устранении нарушений ГОСТ, или порекомендовать применение тех или иных технических средств. Граждане, скажем, решили, что в определённом месте необходим светофор, и обращаются в Госавтоинспекцию. Мы принять решение по установке светофора, к сожалению, не можем и направляем рекомендацию об установке объекта тому, кто имеет право это сделать, – балансодержателю дороги.

Если сотрудник ГИБДД заметил повреждённый дорожный знак, выбоину на дороге, отсутствие освещения, плохо читаемую разметку, неработающий светофор, составляются акты о выявленных недостатках улично-дорожной сети. Затем балансодержателю передаётся информация по каждому недостатку, касающемуся технических средств оснащения дороги. Конкретные сроки устранения проблем, в том числе и с содержанием дорог зимой, прописывает ГОСТ.

Реагируют ли ваши сотрудники на порой мгновенные изменения дорожной обстановки из-за погодных условий?

– Конечно. У нас есть подразделения, в которых служат государственные инспекторы дорожного надзора. Например, если снег засыпает проезжие части дорог и тротуары, инспектор ДПС составляет акт о выявленных недостатках – наличии снега на проезжей части, пешеходных переходах – и передаёт эту информацию не только балансодержателю дороги, но и госинспекторам дорожного надзора. Они, в свою очередь, выносят предписания об устранении недостатков организациям, обслуживающим дороги в зимний период. За их неисполнение предусмотрена административная ответственность. Но хочу подчеркнуть, основная задача – не наказать, а обеспечить безопасное движение транспортных средств и пешеходов по дорогам даже в сложных погодных условиях.

Также сотрудники ГИБДД контролируют очистку дорог комплексными дорожными машинами. Смотрим, чтобы при движении по дороге у КДМ были опущены лопаты, проводилась посыпка проезжей части. Если госавтоинспектор заметит бесполезное передвижение спецтехники по дороге, он сообщает об этом в соответствующую организацию для принятия мер.

Есть ли у ГИБДД полномочия как-то повлиять на владельцев припаркованных автомобилей, мешающих очистке проезжей части?

– Вопрос очень актуальный. Сотрудник ГИБДД имеет право привлечь к ответственности автовладельца или эвакуировать транспортное средство, если нарушены правила дорожного движения. Если же дорожных знаков, запрещающих остановку или стоянку транспортного средства, в этом месте нет, и водитель ничего не нарушает, то остаётся только уповать на сознательность автолюбителей. Решение видится такое, и мы предлагали его городским властям: при уборке дорог устанавливать временные дорожные знаки, заранее информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и через СМИ сообщать о предстоящих работах. Необходимо общее понимание того, что всё делается ради нашей безопасности, все силы, все службы должны работать на эту цель.

Фото: Ольга БАЗЫЛЕВА, Сергей ЖУРАВЛЁВ

Юрий Семченков

В одном из дворов в Смоленске «Hyundai Solaris» сбил пешехода
Смоленск после метели стоит в утренних пробках