В Смоленске открывается медиа-форум «Перспектива»
Завтра, 23 декабря в Смоленске, в КДЦ «Губернский», состоится областной молодёжный медиа-форум «Перспектива». Он представляет собой региональную площадку, ориентированную на создание и развитие качественного информационного контента для молодёжи региона. В ходе работы форума участники смогут пообщаться с известными журналистами Смоленской области, получить практические навыки по ведению блогов, позиционированию молодых журналистов в социальных сетях. В рамках медиа-форума состоится подведение итогов конкурса молодых акул пера. Сегодня «СГ» предоставляет возможность высказать своё мнение молодым журналистам и тем, кто только пробует себя в этом деле.«Говорящая голова» на экране – это убого
Мария ЧЕВПЕЛЁНОК, ведущая телепередач на телеканале «ТНТ-Феникс»:
– Каждый день я прихожу на работу утром и ухожу поздним вечером. Но у меня никогда не возникает желания жаловаться на свою тотальную занятость. И дело здесь совсем не в моей чрезмерной ответственности и трудоголизме. Просто я люблю свою работу! Вот, например, любишь человека: тебе несложно готовить ему всякие вкусности, интересоваться его здоровьем, помогать делать ремонт. То же самое и с моей работой. Люблю её, а значит, всё, что с ней связано, мне только в радость. Я даже никогда не называю её работой, а чаще всего говорю «моя студия».
Так вот…
На студию я пришла три года назад в состоянии лёгкой растерянности: знала, чего хочу, но не знала, как это сделать. Коллеги подсказали, что главное – начать. Я так и сделала. Молодёжная тележурналистика не сразу, но всё же начала мне покоряться. Сейчас я делаю новостные и развлекательные сюжеты, совместно с коллегой создаю передачу о защите прав потребителей, а также являюсь автором программы о моде.
Что мне для этого было необходимо? Не спрашивайте, так как точного ответа на этот вопрос я не знаю. Журналистское образование? Не уверена. Я его не имею. А значит, всё, что умею на данный момент, получено с помощью исключительно практических занятий. Знакомства? Тоже нет. Поверьте, никакие связи не в состоянии научить трудиться. Внешность? Тоже мимо. Конечно, ты обязана выглядеть привлекательно и ухоженно, но тележурналистика – это не только работа в кадре, это ещё и режиссёрская работа, написание закадрового текста, раскадровка отснятого материала, монтаж. Одним словом – каждодневный труд. И все те, кто приходит на телевидение за славой и популярностью, отсеиваются практически моментально.
«Говорящая голова» на канале ни к чему. Нужны по-настоящему влюблённые в своё дело люди. Такие, которые даже в типичной рядовой ситуации видят хороший и качественный сюжет. И ещё, пожалуй, нужна неуёмная жажда снимать, снимать и ещё раз снимать.
Почему популярны социальные сети?
Максим СИМОНЕНКО, микроблогер из Смоленска:
– Миллионы молодых россиян в возрасте от 18 до 27 лет – самое активное ядро пользователей глобального интернет-рынка. Они общаются в блогах и в «Твиттере», «лайкают» в «Фейсбуке» и публикуют свои фотографии на сервисе «В контакте». Они не представляют свою жизнь без электронной почты и скайпа и дни напролёт не вылезают из тематических интернет-сообществ.
Фактически можно говорить о новой волне возможностей и для бизнеса, и для общественной жизни.
За первые четыре месяца после запуска сети «Фейсбук» в России общая активность использования этого сервиса возросла на 376%. Почти три четверти тех, кто перешёл с платформы «В контакте» на «Фейсбук», – это молодые люди и девушки в возрасте до 27 лет, которые ищут новые пути общения с друзьями, новые способы поиска информации об интересующих торговых марках, знаменитостях и политиках.
Поскольку почти 80% населения России владеет мобильными устройствами, использование смартфонов меняет сам стиль общения между людьми, в том числе в бизнесе и во власти. Этот процесс очень интересен: революция блогов и социальных сетей приводит к изменениям не только внешним, но и внутренним. Общество начинает меняться.
По данным агентства Comscore, проводившего исследования летом этого года, россияне – самые активные участники социальных сетей в сравнении со всеми прочими странами. Русскоговорящие пользователи гораздо больше социализированы, чем кто-либо ещё на нашей планете.
«Твиттеру» в России удалось избежать того спада, который постиг эту социальную сеть в США. Приблизительно 60% россиян ежедневно используют «Яндекс», чтобы читать твиты популярных политиков и прочих знаменитостей. Российский Президент, прославившийся своими неожиданными откровенностями, считается одним из самых известных обладателей твиттер-аккаунта: его читают более 500000 подписчиков.
Я сам пришёл в Twitter, потому что это уникальная площадка, позволяющая информировать читателя о важных событиях в жизни, касающихся не только меня, без особых материальных затрат. И хотя сервис микроблогов появился в Смоленской области только в 2007 году, простота использования и доступность привлекают к нему всё большее количество пользователей, которые находят в нём альтернативу интернет-форумам. В Twittere сейчас можно встретить людей, занятых в самых разных областях хозяйства и культуры: от партийных функционеров и представителей власти разных уровней до учителей, художников, дизайнеров. Основное преимущество этой сети – возможность прямого общения с человеком независимо от занимаемой им должности.
Радиоведущий должен быть универсалом
Дмитрий Солодов, радиоведущий:
– Около десяти лет назад друг предложил мне совместно вести программу на радио «Максимум». Я решил попробовать свои силы, хотя никогда не планировал быть журналистом. Так я попал в сферу деятельности масс-медиа.
Сложно? Да, есть большая сложность в работе радиоведущего. Она заключается в том, что для наглядности и убедительности вы не можете использовать фото- и видеоматериалы, как журналисты ТВ или печатных СМИ, а должны изготовить и подать новость радиослушателю таким образом, чтобы она легко воспринималась и усваивалась сознанием простого человека на слух. Поэтому журналист на радио должен не просто обладать чёткой, грамотной речью и приятным тембром голоса, а быть как минимум интересным человеком. Более того, яркой личностью, имеющей большой запас знаний и широкий кругозор, чтобы запросто беседовать с радиослушателями на любые темы. А если вы ещё умеете быстро найти выход из затруднительной ситуации, при этом наделены чувством юмора и доброжелательностью, считайте, что вы состоялись в своей профессии.
Некоторые журналисты на радио сами усложняют себе работу из-за собственной лени выехать на место для освещения события, а новости находят в Интернете. Конечно, радиожурналист может схитрить и, не выходя из студии, подготовить репортаж, украсив его различными спецэффектами, но вряд ли сможет придать ему искренний тон и скрыть фальшь.
Находчивые радиоведущие очень выгодно используют пресс-релизы, предоставляемые СМИ пресс-службами государственных структур и организаций, чтобы оживить преподносимый материал.
И, несомненно, в самой выигрышной позиции, срывающей высокие рейтинги, всегда находятся те, кто любит лично пообщаться с героями и свидетелями новостей, побывать на месте событий, узнать интересующие радиослушателя детали и подробности. Ведь главная задача радиожурналиста – включить слушателя в происходящее. Это довольно сложный момент, так как на радио ведущий, как правило, сам занимается сбором и обработкой информации. Поэтому из-за необходимости подготовки эфира бывает довольно проблематично выехать на место события. Да и горячих новостей, требующих непременного присутствия радиожурналиста, в небольшом Смоленске не так уж и много.
Что касается будущего профессии радиоведущего, то думаю, что дальнейшее развитие средств связи и массовых коммуникаций будет способствовать повышению интереса к профессии, так как сделает информацию более привлекательной для слушателя в смысле её доступности и оперативной новизны.
Блогеры заполнят нишу молодых
Яна МАРКЕВИЧ, студентка 5-го курса специальности «Журналистика» Смоленского государственного университета, член Союза журналистов России:
– В сознании многих профессию журналиста окружает ореол романтики. Нередко студенты-первокурсники до первой практики в редакции таким образом и представляют собственное будущее.
Журналистика для меня – это возможность чувствовать жизнь, возможность не стоять на месте, хотя бы и в прямом смысле этих слов. Однако такой образ жизни подходит далеко не каждому, и внутренняя энергия иногда иссякает. А это может обернуться пессимистичным взглядом на жизнь и излишним скептицизмом. Тогда, чтобы сделать красивый сюжет, нужно не переставать видеть красоту мира и не переставать удивляться ему.
Путь к парте Смоленского государственного университета на специальность «Журналистика» лежал через годы целенаправленной подготовки. В 14-летнем возрасте я уже чётко представляла себя в профессии. Более того – «репетировала» в газете «Самостоянье». Редакция поощряла начинания молодых авторов, которые писали о том, чем жили их сверстники. Школьно-студенческая среда и была нашей основной «специализацией».
Состав журналистов-первокурсников 2007 года имел самый традиционный набор: присутствовали здесь и бывалые люди, и скептики, и романтики, и заблудившиеся. Мифы о лёгкой работе журналиста очень скоро развеялись – во время летней практики, немножко иронично названной «ознакомительной». Именно тогда многие из «первачков» впервые столкнулись с редакционной работой, не всегда привлекательными темами, трудностью подбора заголовков, проблемой нехватки слов для рассказа о самом простом...
Однако к студенту на практике чаще относятся как к «маленькому» журналисту, нежели молодёжному. Почему бы не написать о близких по духу? Но тематика молодёжи сегодня не импонирует региональным средствам массовой информации, в частности печатным изданиям. Рынок молодёжной прессы у нас и вовсе отсутствует, если не считать стабильно выходящую в «СГ» страницу «Молодёжь». Многочисленные глянцевые журналы-фантомы рекламно-справочного характера, то возникающие, то исчезающие через пару номеров, не в силах побороться за эту нишу.
Возможно, это связано с тем, что молодёжь стала меньше читать печатную периодику. Что касается студенческих газет, которые издаются в учебных заведениях, их уровень, как правило, посредственный. Всё чаще молодые люди находят полезную для себя информацию в Интернете – электронных вариантах средств массовой информации, социальных сетях. При этом, по результатам исследования ВЦИОМ, почти 20% молодых людей в России признались, что ничего не читают вообще.
О том, что молодёжь в нашем регионе существует, можно узнать лишь из немногочисленных телесюжетов или небольшого количества материалов печатных СМИ. А те сюжеты, которые всё же просачиваются в эфир, чаще всего проходят через призму взгляда органов власти. Образ вырисовывается примерно такой: человек в возрасте 20 и более лет, принимающий участие либо в «круглых столах», либо в митингах. Хотя последнее – более редкое явление, так как не любая политически обусловленная активность найдёт поддержку у владельца СМИ.
С позиции «молодёжь – молодёжи» можно рассказать о многих проблемах, достижениях, оригинальных решениях. Но соответствующей площадки в нашем регионе нет. Я имею в виду классический образ молодёжных СМИ со всеми социальными функциями, характерными для данного типа изданий.