Анна Бартош. Совесть газеты
Сегодня, 22 декабря, Анне Алексеевне Бартош исполнилось бы 100 лет. Смоленским газетчикам 60-80-х годов прошлого века эта фамилия хорошо известна. Так же, как и комсомольским работникам. Не один десяток лет работала А.А. Бартош старшей машинисткой в областной молодёжной газете «Смена». Прежде чем журналистский материал попадал на стол ответственному секретарю, он проходил «цензуру» у Анны Алексеевны, набиравшей его на старенькой пишущей машинке. И её коронное: «Молодец, хорошо написал», – было самой лестной оценкой для газетчика.А.А. Бартош была очень интеллигентным, эрудированным человеком. Для нас, молодых журналистов, она олицетворяла довоенную интеллигенцию, о которой мы знали лишь по фильмам да книгам. Неизменно вежливая, весёлая, она любила сотрудников «Смены» как своих собственных детей. К ней в редакции молодые относились как к своей бабушке, те, кто постарше, – как к матери.
А.А. Бартош прошла огромную жизненную школу. Служила машинисткой до войны в штабе Западного военного округа в Смоленске. Печатала секретные донесения будущим маршалам Победы – Георгию Жукову, Родиону Малиновскому. С особой теплотой она отзывалась о Р.Я. Малиновском: «Очень интеллигентным был человеком. Некоторые генералы были мужланами, а Родион Яковлевич олицетворял собой настоящую русскую интеллигенцию».
Муж Анны Алексеевны, подполковник Павел Бартош, был военным лётчиком, прошёл всю Великую Отечественную в составе
1-й воздушной армии и встретил Победу в Кёнигсберге (кстати, Анна Алексеевна во время войны работала около года машинисткой на фронте, в штабе истребительного полка). Они вырастили дочь, хорошо известного на Смоленщине музыканта, концертмейстера Ирину Павловну Бартош. После смерти мужа всю любовь и нежность Анна Алексеевна вкладывала во внучку Оленьку, которая сейчас работает в нашей газете корректором.
Кроме журналистов, наша «баба Аня» обожала военных, особенно офицеров. Когда в 1983 году в Смоленск приезжал редактор военного отдела газеты «Правда» адмирал Тимур Гайдар, она сама накрыла стол в кабинете редактора «Смены» и произнесла тост: «За русских офицеров!» Хотя раньше в склонности к произнесению тостов замечена не была.
…Об Анне Алексеевне с теплотой вспоминают все знавшие её люди. А мне в век компьютеров не хватает бодрого стука её пишущей машинки. И самой Анны Алексеевны, которая была совестью газеты «Смена».