Дороги Смоленщины: 19 миллиардов рублей на 1300 километров
Дороги

Дороги Смоленщины: 19 миллиардов рублей на 1300 километров

20 сентября 2020 года в 15:00

Интервью с заместителем губернатора Смоленской области Геннадием НАУМОВЫМ, которое наше издание представляет читателям, – продолжение разговора о национальных проектах, направленных на повышение качества и комфортности жизни в регионе через совершенствование его инфраструктуры. В прошлом номере речь шла о нацпроектах, связанных с улучшением жилищных условий и созданием комфортной городской среды, а сегодня мы побеседуем о модернизации дорожно-транспортной отрасли Смоленщины. Какие цели ставятся проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и что в области делается для их достижения?

– В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Смоленской области реализуются два региональных проекта, и один из них направлен на общее развитие отрасли. При этом, отмечу, особый акцент в проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» делается на безопасности дорожного движения – как для водителей, так и для пешеходов.

В числе его целей – внедрение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, применение в работе современных технологий и материалов, создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог. Для этого, уточню, на дорогах области – регионального и межмуниципального значения – планируется устанавливать автоматические пункты весогабаритного контроля транспортных средств.

Кроме того, регпроект подразумевает применение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения. В этом направлении за период реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 2020-го по 2024 год предполагается приобрести и установить сорок стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Они также будут устанавливаться на дорогах регионального, межмуниципального и местного значения общего пользования.

– Геннадий Владимирович, эти камеры – наверное, самое заметное для людей направление регпроекта. А как выбираются места для их установки и, главное, есть ли результат у этой работы?

– Вообще, вся работа по обеспечению безопасности дорожного движения, профилактики и предотвращения правонарушений находится на особом контроле у руководства региона, и основные мероприятия в этом плане выполняются совместно: администрацией области, Управлением МВД России по Смоленской области и компанией «Смоленскавтодор».

Если говорить конкретно о камерах, то места их установки выбираются на основании предложений регионального Управления ГИБДД. Чаще всего это участки дорог с высокой интенсивностью транспортных потоков и, безусловно, места, где часто происходят дорожно-транспортные происшествия. На сегодняшний день, кстати, в оперативном управлении «Смоленскавтодора» находятся 175 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, из которых 83 стационарные и 92 передвижные камеры.

Что касается результатов от их установки, отмечу: положительная динамика есть. Использование комплексов фотовидеофиксации уже выражается в повышении уровня правового сознания участников дорожного движения и снижении аварийности на дорогах. То есть можно говорить, что система камер, установленных в области, стала эффективным инструментом обеспечения безопасности дорожного движения. В качестве примера могу привести цифры, показывающие изменение количества погибших в ДТП за последние годы, – снижение почти двукратное: с 219 человек в 2012 году до 125 человек за 2019 год.

И именно этот показатель – сохранение жизни и здоровья людей, а не пополнение бюджета через выписанные штрафы – является важнейшим результатом проекта.

– Какие ещё мероприятия входят в региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и какой объём средств направляется на его выполнение?

– Автоматизация процессов управления дорожным движением в Смоленске началась ещё в 2013 году, и средства на её расширение и модернизацию выделяются ежегодно. Так, в 2019 году объём финансирования регионального проекта из областного бюджета составил 81,59 миллиона рублей.

В прошлом году в автоматизированную систему управления дорожным движением включены 11 дорожных перекрёстков и 4 регулируемых пешеходных перехода. До конца 2021 года планируется подключение к этой системе 28 перекрёстков и 7 пешеходных переходов. В 2019 году в области было установлено 4 комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Что касается финансирования проекта по годам, то в 2020 году на установку 9 камер и дальнейшее расширение автоматизированной системы управления дорожным движением в Смоленске предусмотрено выделение 70 миллионов рублей.

На 2021-й и 2022 годы на модернизацию этой системы, установку 2 автоматических пунктов весогабаритного контроля и 13 стационарных комплексов фотовидеофиксации запланировано выделение 230 и 160 миллионов рублей соответственно.

Региональным проектом «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 2023-м и 2024 годах предусмотрено оборудование 18 стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, и на эти цели планируется направить в общей сложности 120 миллионов рублей.

Общий объём финансирования регионального проекта за время его реализации с 2019-го по 2024 год составит более 661 миллиона рублей. 160 миллионов – средства федерального бюджета, а немногим свыше 501 миллиона – регионального. Конечно, нужно уточнить, что может меняться объём финансирования разных статей проекта, а значит, и его итоговые показатели.

Дороги: километры и приоритеты

– Геннадий Владимирович, безопасность дорожного движения во многом определяется качеством самих дорог, и это уже задача, которая решается региональным проектом «Дорожная сеть». Расскажите, пожалуйста, о его целевых показателях, объёмах финансирования...

– Целевых показателей у этого проекта – ещё одной части нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – несколько, и одним из важнейших является увеличение к 2024 году доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям. К концу 2024 года их протяжённость с 2 300 километров (такой показатель зафиксирован по состоянию на начало 2018 года) должна вырасти до 3 619 километров. К этому же сроку должна вырасти и протяжённость дорог, соответствующих нормативным требованиям, находящихся в крупных городах области, – этот показатель должен достичь чуть более 300 километров. Для сравнения: по данным на 31 декабря 2017 года эта цифра составляла 170 километров.

Среди других целей можно также назвать двукратное сокращение количества аварийно опасных участков на дорожной сети, где чаще всего происходят ДТП, а также недопущение функционирования автодорог федерального и регионального значения в режиме перегрузки.

Объём финансирования из средств федерального бюджета за шесть лет реализации проекта составит более 19 миллиардов рублей, из них 3,2 миллиарда планируется выделить на реконструкцию и ремонт дорог в Смоленске (по 660 миллионов рублей ежегодно) и 16,38 миллиарда рублей – на ремонт дорог регионального значения. Эти средства позволят за период 2019–2024 годов привести в нормативное состояние более 130 километров автодорог улично-дорожной сети города и более 1 300 километров областных автодорог.

– Если говорить о приоритетах в работе, какие дороги, на ваш взгляд, требуют большего внимания – в областном центре и крупных городах или же те, что связывают районы и отдельные населённые пункты нашего региона?

– Вся дорожная сеть Смоленской области требует внимания, но ввиду неполного финансирования дорожной отрасли региона приоритетные направления дорожной деятельности, конечно, выделяются.

К ним, например, можно отнести автодороги общего пользования регионального значения с наибольшей интенсивностью движения грузового, пассажирского и легкового транспорта, дороги, являющиеся подъездами к границам сопредельных государств либо соединяющие нашу область с административными центрами соседних регионов. В приоритете также участки, которые соединяют собой автомобильные дороги федерального значения и дороги, связывающие райцентры Смоленщины.

На местном уровне безусловным приоритетом остаются дороги, по которым пролегают маршруты движения школьных автобусов.

– А как выбираются дороги для включения в национальный проект на территории региона – в населённых пунктах и межрайонные, например?

– Выбор участков, которые будут ремонтироваться в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», происходит на основании нескольких критериев. Оценивается, безусловно, интенсивность движения с учётом всех видов транспорта – легкового, грузового, пассажирского, например автобусов. Кроме того, на включение той или иной дороги в нацпроект влияют результаты сезонных (весной и осенью) осмотров областных автодорог и результаты инструментальной диагностики автодорог регионального и межмуниципального значения. Ещё один важный фактор – пролегают ли по дороге школьные маршруты.

О масштабных ремонтах и технологиях работ

– Геннадий Владимирович, ремонтные работы, выполняемые в рамках нацпроекта, зачастую носят характер масштабной реконструкции улично-дорожной сети. В Смоленске, например, это ремонты проспекта Гагарина, улиц Николаева, Кутузова и Попова. А есть ли в районных центрах ремонты дорог, сопоставимые по масштабу – с заменой коммуникаций, обустройством тротуаров?

– Безусловно, есть. Так, масштабные дорожно-строительные работы велись и ведутся в Починке, Вязьме, Глинке. Если говорить о финансовой стороне вопроса, то только в этом году муниципальные образования Смоленской области получили субсидии на дорожную деятельность в размере почти 2,5 миллиарда рублей. При этом отдельная сумма – около 27 миллионов рублей – была направлена из средств регионального дорожного фонда именно на обустройство тротуаров в населённых пунктах. Стоит отметить, что строительство тротуаров, которые позволяют дополнительно обеспечить безопасность пешеходов и просто сделать передвижение по городам и сёлам комфортнее, – предмет особого внимания со стороны руководства области. Алексей Владимирович Островский, в частности, всегда указывает главам муниципальных образований на необходимость их обустройства.

– Если продолжить тему реконструкции магистралей областного центра, какие ещё участки ждут таких же масштабных работ, как и на улице Николаева например?

– Реконструкцию ждут такие улицы, как Витебское шоссе, 12 лет Октября и Фрунзе. В 2020 году Смоленская область, в соответствии с постановлением Правительства России о предоставлении регионам дополнительных средств на реализацию программ национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», получит 281 миллион рублей. Эти средства и пойдут на ремонтные работы на названных мною улицах.

– Крупный ремонт, который приносит свои плоды после его завершения, в процессе зачастую создаёт массу сложностей как для автомобилистов, так и для пешеходов. Как в Смоленске удаётся решать эти проблемы?

– Проведение дорожно-строительных работ, особенно в Смоленске, естественно, затрагивает привычный график передвижения транспорта и пешеходов. Но каждый из нас должен понимать, что это не проблема, а сложности только на период проведения ремонтных работ. Конечно, мы стараемся их решать – в частности, ещё до начала работ, когда выполняется проект организации дорожного движения на период ремонта. В нём, например, указываются меры, которые минимизируют неудобства для участников дорожного движения. Этот документ согласовывается с областным Управлением ГИБДД, представители которого затем постоянно контролируют его соблюдение.

– Современные технологии применяются во время ремонтных работ?

– Конечно. Применение новых, наиболее эффективных технологий, современных материалов и техники – основа качества работ и, как следствие, увеличения сроков службы дорожного покрытия автомобильных дорог области, их межремонтных периодов. Например, в Смоленске используется покрытие из щебёночно-мастичного асфальтобетона.

И, конечно, в регионе внедряются новые технологии в эксплуатации отремонтированных дорог. С прошлого года «Смоленскавтодор» начал применение систем освещения участков автодорог, основанных на энергосберегающих светодиодных источниках, в которых также используются системы автоматического управления в зависимости от уровня естественного освещения.

– Если говорить о перечне работ на ремонтируемых участках, что в него входит в населённых пунктах и за их пределами? Отличается ли перечень работ, например, в Смоленске и Починке?

– Перечень работ по ремонту автодорог либо их участков не зависит от расположения ремонтируемого объекта. Все мероприятия, включённые в план ремонта, определяются проектно-сметной документацией на объект – с учётом его технической категории, характеристик дороги, улицы и её инженерных сооружений (мосты или путепроводы), необходимости переустройства коммуникаций при их наличии.

– Геннадий Владимирович, 2020 год помимо погодных вопросов привнёс в реализацию нацпроектов и сложности, вызванные необходимостью бороться с распространением коронавирусной инфекции. Как она сказалась на работе?

– Дорожно-транспортный комплекс Смоленской области играет важную роль в экономике региона. Поэтому при любой экономической ситуации, в том числе вызванной ограничениями в работе отраслей строительства, направленными на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, дорожно-транспортный комплекс должен продолжать свою деятельность.

Федеральное дорожное агентство Минтранса России рекомендовало субъектам Федерации не распространять ограничительные меры, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, на работников организаций, имеющих непосредственное отношение к деятельности дорожно-транспортного комплекса, а также организаций, имеющих принятые обязательства в рамках гражданско-правовых договоров в отношении таких объектов. То есть отрасль действительно продолжила работу.

Безопасность движения – не только качественные дороги

– Геннадий Владимирович, безопасность дорожного движения – не только ремонт улично-дорожной сети, установка комплексов фото- и видеофиксации, но и работа с участниками дорожного движения, оказание помощи попавшим в ДТП… Как строится работа в этом направлении?

– Прежде всего отмечу, что эта деятельность ведётся одновременно в нескольких сферах – здесь задействованы и здравоохранение, и образование, а вся работа объединена регпроектом «Безопасность дорожного движения».

Так, в прошлом году департаментом Смоленской области по здравоохранению в рамках реализации мероприятия «Оснащение медицинских организаций автомобилями скорой медицинской помощи класса «С» для оказания скорой медицинской помощи пациентам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» было закуплено два автомобиля скорой медицинской помощи этого класса. Объём финансирования в данном случае составил 15 миллионов рублей. Кроме того, для Смоленского областного наркологического диспансера был приобретён хроматограф стоимостью 2,8 миллиона рублей, позволяющий выявлять состояние опьянения, вызванное употреблением, например, наркотических средств или психотропных веществ.

Говоря о работе с детьми, в первую очередь упомяну, что в Смоленской области проводится конкурс-фестиваль «Безопасное колесо», в регионе также работает Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма – на базе автомобиля «Лаборатория безопасности». В 2019 году в его деятельность были вовлечены 19 районов области, а общее количество детей, принявших участие в мероприятиях, составило 1 660 человек. Эта работа, безусловно, продолжается и в этом году.

Работа в этом направлении проводится и непосредственно в общеобразовательных организациях области. Помимо встреч с учащимися, во время которых им рассказывают о правилах безопасности на дорогах, работа ведётся и в сети Интернет: информационные материалы размещаются на сайтах образовательных организаций, проводятся онлайн-занятия на сайте урокибезопасности.рф.

Отмечу, что ряд мероприятий проводится и в детских садах Смоленщины – они участвовали, например, в федеральном проекте «Молодые родители – за безопасность на дороге». Координатором акции на региональном уровне выступил Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта. Под руководством воспитателей в мероприятиях проекта приняли участие 242 воспитанника детсадов и их родители, а дошкольные образовательные учреждения были обеспечены наглядными обучающими пособиями и рабочими тетрадями. Педагоги, проводившие занятия и сами проходившие дистанционное обучение, получили удостоверения государственного образца о повышении квалификации.

Эта деятельность – работа с родителями, обучение детей основам правил дорожного движения и привитие им навыков безопасного поведения на дорогах, обеспечение безопасности детей при перевозке в транспортных средствах – безусловно, ведётся в тесном взаимодействии с подразделениями Госавтоинспекции.

В материале использованы фотографии Юлии Минкиной, Алексея Курцева, Алексея Матвеева, smolavtodor.ru, smoladmin.ru

Алексей Матвеев

В Смоленске по улице Парижской Коммуны ограничат движение транспорта
В Смоленске завершился ремонт улицы Кутузова