Дороги

Третий урок физкультуры. Что с ним делать?

21 сентября 2011 года в 19:07
Очередное новшество привело в замешательство школьное сообщество – в расписание ввели третий урок физкультуры. Каким предметом пожертвовать? Где заниматься, если один зал в школе и так занят чуть ли не двумя классами одновременно? О целесообразности ноу-хау этого года мы беседуем с директором муниципальной гимназии Ярцева Галиной БАСАЛЫГА.
– Галина Николаевна, насколько ожидаемо было это нововведение?
– Ожидаемо. Наш премьер Владимир Путин сам спортсмен, и вопросы физического здоровья поднимались не раз. Честно скажу, что сама всегда поддерживала эту тему: необходимо что-то менять в физическом воспитании. Наши дети большое количество времени проводят за компьютером, малоподвижны. Поэтому, с одной стороны, решение абсолютно правильное. С другой – были не совсем учтены условия, в которые поставлены школы. Пока и у нас этот самый «третий час» вызывает озабоченность. Третью неделю вместе с учителями физкультуры мы обдумываем, как сделать так, чтобы этот урок прошёл с пользой.
– А ведь в гимназии по сравнению с другими школами лучше поставлена работа по физической культуре. Казалось бы, вставил лишний час в расписание…
– С тем, чтобы «вставить лишний час» у нас нет проблем, поскольку мы занимаемся по шестидневке. Тем более по СанПиНам нагрузка у детей увеличена на один час в неделю. Но самое главное – чем наполнить этот урок! У нас неплохая спортивная база: два зала (многие школы вынуждены объединять по два класса на занятиях), есть спортивная площадка на улице, закуплен спортинвентарь. Но если взять зиму, когда необходимо заниматься лыжной подготовкой, у нас просто нет лыж. Лыжная база требует огромных средств – это как минимум шесть комплектов лыж для разных возрастов, ботинки, помещение для хранения, раздевалки. Сегодня эта часть занятий нереальна для школ.
– Наверняка при этом методические рекомендации по проведению уроков рассчитаны на то, что школа обеспечена всем.
– Нам предлагают реализовывать программу в двух направлениях. В основном звене это просто уроки физкультуры, в которые включены занятия по общефизической подготовке, игровым видам спорта. В старших классах теоретически предполагается, что каждый ребёнок выбирает для себя один вид спорта и доводит свои способности в нём до определённых вершин. Сразу возникает вопрос: а кто будет вести специализированную подготовку? При всём уважении к учителям физической культуры найти преподавателя, который хорошо разбирается в тренерском процессе по какому-либо виду спорта, очень сложно. Когда я получала образование педагога, у нас были отдельные преподаватели по каждому виду физической подготовки. Долгие годы специализация не требовалась, учителя физкультуры уже давно растеряли эту квалификацию. Сейчас мы пригласили в гимназию специалистов по проведению занятий баскетболом, волейболом. Но вот что касается, к примеру, гимнастики – у нас многие годы нет тренера по этому виду спорта в городе, этого отделения нет даже в ДЮСШ.
– Галина Николаевна, так ведь и не каждый директор будет заниматься поиском специалистов по спортивным школам. Во многих учебных заведениях физкультуру ведут по совместительству преподаватели ОБЖ, к примеру. Само отношение к предмету всегда было вторичным.
– У нас в гимназии отношение к физкультуре, как и ко всем предметам. С 2004 года мы проводим свои внутришкольные спартакиады. В течение учебного года все классы с 3-х по 11-е участвуют в соревнованиях по ранее разработанной на совете физкультуры программе. В конце года мы подводим итоги и награждаем лучшие классы, лучших спортсменов не только грамотами и медалями, но и денежными премиями. Но одно дело внеклассное мероприятие, которое проводится после уроков, другое дело – сами уроки. Для многих школ острой проблемой с введением третьего часа станет вопрос: а где проводить его? При средней наполняемости школы в 25 классов три часа физкультуры – это 75 часов в неделю, то есть 15 часов в день. Если бы у нас в школе не было двух залов и мы не занимались бы в субботу, физкультуру элементарно негде было бы проводить.
– К этому надо ещё приплюсовать проблему отсутствия раздевалок в школах, дети зачастую переодеваются на физкультуру в туалетах. Что тут говорить про душевые…
– У нас есть и раздевалки, и даже туалеты в них. Что касается душевых, об этом был разговор с Роспотребнадзором. За перемену могут помыться несколько человек. Ну помылся, а голову где сушить? Вот так и получается, что вроде мы движемся в правильном направлении, но как-то всё это непродуманно. У меня знакомые живут в Германии, там приблизительно такие же требования по специализации в физкультуре. Старшеклассники записываются в секции вне школы, посещают их и приносят справки. Те дети, которые не занимаются в секциях, выезжают со школьными учителями на специальные базы, где занимаются определённым видом спорта. Это не включено в расписание уроков, а происходит, к примеру, в субботу после обеда. У нас таких возможностей нет.
– Галина Николаевна, у меня всегда возникал вопрос: а надо ли при таком уровне преподавания физкультуры в наших школах оценивать этот предмет? Хорошо прыгнуть, пробежать можно только после определённой подготовки, у нас же урок сводится к сдаче нормативов. Вместо физкультурника можно и трудовика поставить с секундомером.
– Возможно, но не стоит. У нас возникают такие проблемы, когда ребёнок явно физически слабый, и это не его вина. Мы обсуждали этот вопрос, говорили о том, что ребёнка нужно оценивать не на соответствие нормативам. Ну если у человека маленький рост, он, как ни старайся, в высоту на два метра не прыгнет. Конечно, надо сравнивать ученика прежде всего с самим собой. Но для этого нужна хорошая диагностика, а это дополнительный человек в штате, у учителя физкультуры нет времени сравнивать, как ребёнок улучшил свои результаты. Этот вопрос, нужно ли оценивать физкультуру отметкой, мы обсуждали и всё же пришли к выводу, что в случае отмены оценки у детей возникнет соблазн отлынивать от этих уроков вообще или присутствовать на них формально. Хотя я считаю, что если учитель физкультуры настоящий, хороший преподаватель, дети всё равно будут бежать на урок.
– В городе большая нехватка учителей физкультуры, зачастую директору не до рассуждений, хороший преподаватель или нет, лишь бы был в принципе.
– Это всегда большая проблема. Несмотря на базовое повышение зарплаты и большую нагрузку (у нас у физкультурников она составляет по 27 часов в неделю плюс внеклассная работа), зарплата у недавно пришедшего в школу преподавателя максимум достигнет десяти тысяч в месяц. Молодые мужчины в школу не идут. Можно, конечно, две ставки брать, но по этому поводу в учительской среде есть такая шутка: вести мало часов – есть нечего, вести много часов – есть некогда.
– Создаётся впечатление, что школа в последние годы – это полигон для экспериментов. От этого устали и преподаватели, и дети, и родители.
– Да, мы постоянно в ожидании чего-то. В этой постоянной модернизации не хватает чёткого плана действий. Вроде бы и шаги правильные, но такое ощущение, что у тех, кто их предлагает, до конца не продуман механизм воплощения. Здесь, в школе, мы сталкиваемся с реальностью, а не теорией. Что касается физкультуры на должном уровне, в школах нет ни базы, ни специалистов. Для нас ведь важно, чтобы не просто был введён третий час урока физкультуры, но чтобы он был наполнен смыслом.
* * *

Вероятно, каждый руководитель учебного заведения дополнил бы это интервью своими личными «бедами». Но в целом мысль едина – реформы в большинстве своём идут от теории. Их авторы не задумываются о том, что в школе может быть из инвентаря два мяча и зашитый мат, а понятия «раздевалка» вообще не существует, что физкультуру ведёт какой-нибудь военный пенсионер, ничего не понимающий в педагогике.
В Смоленской области завершилась Вахта памяти-2011
Мнимая демография (по мотивам ток-шоу)

Другие новости по теме