Авраамиевский монастырь: второе рождение
К 1150-летию Смоленска многие памятные места города получат новую жизнь. Стройки и ремонтные работы идут по всему городу. Смоляне могут видеть здание храма в лесах – свидетельство второго рождения Авраамиевского монастыря, который тоже получил возможность встать на реконструкцию.Об истории обители нам рассказал архимандрит Аркадий, в прошлом строитель храма Новомучеников и исповедников российских, а сейчас – настоятель древнейшего в Смоленске Авраамиевского монастыря.
– Отец Аркадий, расскажите немного о себе, как вы стали монахом?
– Родился я на Кубани, в станице Крымской, там прошло моё детство. По завершении средней школы пытался поступить в вуз, но не смог и счёл это для себя промыслом Божиим. В этот же период я обратился в Московскую духовную семинарию, прошёл собеседование с помощником инспектора, который рекомендовал сначала пройти службу в армии, поскольку учёба в семинарии не исключает воинскую обязанность.
Вернувшись домой, я устроился на работу. В этот период уже была возможность более свободно посещать храм, смог самостоятельно заниматься изучением Закона Божия и церковнославянского языка, принимал участие в клиросном пении. Через год выразил желание послужить церкви и поступить в семинарию.
Архимандрит Никон (Мозговой) рекомендовал меня в качестве послушника архиепископу Краснодарскому и Кубанскому Гермогену (Орехову). Встреча с ним сыграла большую роль в моем духовном становлении как христианина. Был призван в армию. Служил под Ленинградом.
После армии поступил в Ленинградскую семинарию по рекомендации архиепископа Владимира (ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского).
На третьем курсе семинарии нас вызвал ректор епископ Выборгский Кирилл и спрашивал о дальнейших планах на жизнь. Я решил стать монахом. Приехал в Смоленскую епархию, а через год принял постриг с именем Аркадий в честь преподобного Аркадия Вяземского чудотворца.
Далее моё послушание проходило под руководством владыки Кирилла, нынешнего Святейшего Патриарха.
С 2001 года получил новое послушание – настоятелем древнейшего в Смоленске Авраамиевского монастыря. В этом году будет десять лет, как я являюсь настоятелем этой обители, три года назад мы обрели полный храм.
– Как возник монастырь?
– История обители начинается с XIII века. Епископ Смоленский Игнатий покупает участок земли, который использовался под огороды, где он хочет основать небольшую общину и богадельню, чтобы провести там свои последние дни. На этом месте строится первый храм во имя Игнатия Богоносца. Потом происходит встреча Игнатия с Авраамием Смоленским, который получает от епископа благословение на игуменство.
При Авраамии строится первый каменный храм во имя положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. С тех пор монастырь стал именоваться Богородичный Ризположенский мужской монастырь. Кстати, Авраамий стал первым смоленским святым. Память его совершается 3 сентября по новому стилю.
– Расскажите о земном пути преподобного Авраамия.
– Его рождение приходится на время правления святого благоверного князя Ростислава. Родители Авраамия Семён и Мария имели двенадцать дочерей, но ни одного наследника. Подобно прародителям Иоанна Крестителя, они жертвовали на обители, во время молитв давали обет, вели богоугодную жизнь и надеялись, что Господь пошлёт им утешение. Так у них родился сын, которого нарекли Авраамием.
Первоначально Авраамий служил в Богородицком Успенском монастыре в селище, был назначен начальником скриптория, где переписывались книги. Впоследствии стал настоятелем монастыря. Он был очень образованным, знал много языков, был прекрасным иконописцем, замечательным проповедником.
Позднее Авраамия перевели в Смоленск в Крестовоздвиженский монастырь, куда стекались сотни людей, чтобы послушать его проповеди. Но у Авраамия появилось много недоброжелателей. Церковное начальство учинило проверку в отношении преподобного, в его келье были найдены европейские книги. Авраамию предъявили обвинения в ереси, пророчестве и чтении запрещённых книг. Ему запретили проводить священнослужения и отправили под строгий присмотр в селищенский монастырь.
Через некоторое время после заточения преподобного город постигла небывалая засуха. Епископ Игнатий совершал вокруг города крестные ходы со святынями, но засуха не собиралась отступать, к ней добавилась эпидемия.
Сторонники Авраамия обратились к епископу и князю с просьбой отпустить святого, поскольку он был осуждён неправедно и за это город терпит большие бедствия. Епископ и князь пересмотрели дело Авраамия и приняли решение отпустить его.
Епископ Игнатий попросил у Авраамия прощения. После того как они совершили совместную молитву, засуха и болезни оставили город.
Тогда, как я уже упоминал, Авраамий и был благословлён на игуменство в монастыре. Он был благочестив, внимательно относился к проблемам людей и благодаря этому снискал любовь простого народа. Его духовный опыт отмечен удивительным сочетанием высокого подвижнического аскетизма и праведности. Ведь монашество – это не развлечение, это серьёзное испытание, в какой-то степени подвиг отказа от мирских услад.
Он стремился внести в мир духовное обновление и свет знаний. Сам писал книги.
В монастыре Авраамий провёл остаток своей жизни и около 1219 года после непродолжительной болезни закончил свой земной путь.
– Какова судьба монастыря после смерти настоятеля?
– В XIII-XIV вв. монастырь становится центром культуры города. Но уже после нашествия в 1611 году поляки подвергли монастырь разграблению, исчезла главная святыня монастыря – мощи преподобного Авраамия. Монастырь стал доминиканским, а в 1634 году и вовсе был закрыт.
По распоряжению царя Алексея Михайловича место было выкуплено и на нём построена деревянная церковь, возобновлён монастырь под именем Авраамиева. В 1728 году при нём была открыта семинария, монастырь приобрёл название училищного.
В 1765 году на пожертвования купца Бориса Пискарёва построена каменная соборная церковь Спаса Преображения.
В 1773 году недалеко от главного храма возведена каменная Введенская церковь. Территорию монастыря обнесли каменной оградой, украшением которой являлись ворота.
В годы французского нашествия монастырь был разграблен, в обители устроили лазарет и хлебный магазин. В конце XIX века здесь проживали всего семь человек.
После революции монастырь закрыли. Настоятель монастыря архимандрит Иосаф Алмазов с немногочисленной братией был репрессирован. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений подверглась разрушению, в том числе Введенская церковь. Ничего не осталось и от каменной ограды.
А в соборном храме монастыря до 2008 года размещалось книгохранилище областной универсальной библиотеки.
В настоящее время ведутся работы по возрождению нашей обители, создан попечительский совет, в этом году планируется передача исторических зданий нашей обители – настоятельского и келейного корпусов.
– Какова современная жизнь монастыря?
– На данный момент в составе монастыря архимандрит Аркадий, схиеромонах Иоанн Балышев, протоиерей Валентин, иерей Геннадий Прокофьев, иерей Георгий Чернов, дьякон Виктор Романов.
Сейчас у нас сформировалась хорошая община. По воскресеньям семьи с детьми приходят на причастие, прихожане участвуют в жизни обители.
Среди святынь нашего монастыря – частицы мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского, преподобного Герасима Болдинского и других святых. Также есть много старинных икон.
Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь является настоящей православной жемчужиной Смоленска. Завтра здесь красиво отметят Медовый Спас.