Фальшивые лекарства в Смоленской области снова попадают в оборот?
Заседание «круглого стола» на тему «Возможен ли общественный контроль за оборотом лекарственных средств?», которое вёл председатель комиссии по вопросам социальной сферы Валерий РудницкИЙ, состоялось на прошлой неделе.В нём приняли участие председатель региональной Общественной палаты Елена Ульяненкова, члены палаты Сергей Абросимов, Владимир Королёв и Владимир Захаров, заместитель начальника отдела материального обеспечения и формирования отраслевого государственного заказа Департамента Смоленской области по здравоохранению Елена Макарова, заместитель начальника Управления по контролю лекарственных средств Владимир Боянов, врач Владимир Шкитин, руководитель Управления Росздравнадзора по Смоленской области Владимир Дятлов, главный педиатр Кардымовского МО Элеонора Филиппова и другие.
– Вопрос оборота лекарственных средств – специфическая тема, – отметил Валерий Рудницкий, открывая заседание. – Мы должны понять, сможет ли Общественная палата помочь чем-либо. Много жалоб на качество и доступность лекарств, а также по поводу обеспечения лекарствами льготных категорий граждан.
– В Смоленской области 585 аптечных учреждений, три из них находятся в государственной собственности, – рассказала заместитель начальника отдела материального обеспечения и формирования отраслевого государственного заказа Департамента Смоленской области по здравоохранению Елена Макарова. – Контролирует их Росздравнадзор, а лицензированием занимается Департамент области по здравоохранению. В тринадцати учреждениях здравоохранения есть аптеки. В 2011 году мы уже провели десять плановых проверок аптечных пунктов и четыре внеплановых. Выявленные нарушения касались в основном нарушений условий хранения лекарств, а также истечения их срока годности. Приостановления деятельности пока не понадобилось ни в одном из случаев. Не все соблюдают требования минимального ассортимента. Лекарства закупают согласно потребностям, поэтому тем жителям, которые не находят нужного лекарства, приходится ехать за ним в районный центр. Мы стараемся решать подобные проблемы, выписываем предписания руководителям аптек. Если лекарства входят в список забракованных, мы их изымаем. Аптеки стараются работать напрямую с производителями лекарств, минуя склады и посредников. На каждое лекарство должны быть документы – декларации качества. Конечно, есть и подделки, и контрафактная продукция… За ними следит Центр контроля за качеством лекарственных средств. В Смоленской области система контроля качества налажена на высоком уровне.
– Контролирующей функции у нас нет, – продолжает заместитель начальника Управления по контролю лекарственных средств Владимир Боянов. – Мы экспертная организация, а контролем занимается Росздравнадзор. Мы проводим проверки на добровольной основе, а также по обращению граждан. Два года назад нам доверили контроль оборота наркотических лекарственных средств. В этом вопросе нарушений нет: Москва отпускает их по квотам, аптеки – по рецептам. В 2009 году мы получили лицензию на уничтожение забракованных лекарств. Тогда же нам обещали печь для их утилизации, но сначала не выделили денег (пять миллионов рублей), а теперь её некуда устанавливать – часть нашей территории выкупил частный предприниматель. Поэтому мы принимаем только те лекарства, для уничтожения которых печь не нужна. Мы освоили новый вид проверки: фирма предоставляет нам информацию о лекарствах, мы вносим её в свою базу данных и сравниваем с федеральным списком запрещённых лекарств. Если есть совпадения, сообщаем об этом предпринимателю. Насильно изъять лекарства мы не можем, но имеем право принять на утилизацию в добровольном порядке. Чаще бизнесмены предпочитают вернуть некачественный товар поставщику. Таким образом он может попасть в другой регион или даже вернуться к нам в другой упаковке. Мы еженедельно направляем информацию об изъятии лекарств в учреждения здравоохранения. В 2007 году выявили 13,5 тысячи упаковок недоброкачественных лекарств, в 2008 – 20 тысяч, в 2009 – 33 тысячи, в 2010 – 28,5 тысячи, а за 2011 – уже шесть тысяч упаковок.
– Мы из года в год настаиваем на необходимости жёсткого контроля оборота лекарств, – говорит руководитель Управления Росздравнадзора по Смоленской области Владимир Дятлов. – Всё, что выявлено, но не уничтожено, попадает на второй и третий круг продаж. Нужно доводить дело до утилизации! Заключение договора на контроль лекарств скорее исключение, чем правило. Поэтому цифры нельзя считать объективными. Фальшивки мы не выявляем, потому что нам их не показывают. А ведь это сверхприбыль для предпринимателей! Мы обязаны проследить за лекарством до его уничтожения. Дальнейшая судьба некачественных препаратов нас очень беспокоит.
По итогам обсуждения Общественная палата выделила для себя несколько приоритетных вопросов, касающихся оборота лекарственных средств.