Дороги

Земля и налоги

22 июля 2009 года в 16:38
На вопросы «Смоленской газеты» отвечает начальник Главного земельного управления Смоленской области Людмила СВАТКОВА.
- В 2008 году на территории Смоленской области проведена государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов. Чем вызвана необходимость ее проведения и каковы ее результаты?
- Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Смоленской области проведена в целях приведения кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с уровнем развития рынка недвижимости в 2008 году. Её результаты утверждены постановлением Администрации области №584, которое вступило в силу с 1 января 2009 года. Этим постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований всей нашей области.
Принятие 584-го постановления вызвано необходимостью актуализации кадастровой стоимости земель населенных пунктов, поскольку в 2008 году истек установленный постановлением Правительства Россий¬ской Федерации пятилетний срок, в течение которого действовали результаты кадастровой оценки 2003 года.
Таким образом, проведение в 2008 году кадастровой оценки земель населенных пунктов было необходимо для обеспечения бесперебойных поступлений в консолидированный бюджет Смоленской области доходов от земельного налога и арендной платы.
Что касается результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, то рост кадастровой стоимости земель данной категории произошел в среднем в зависимости от видов разрешенного использования:
земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, – в 10,6 раза;
земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, – в 0,65 раза;
земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, – в 11 раз;
земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, – в 1,7 раза;
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, – в 6,65 раза;
земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, – в 15,3 раза;
земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, – в 3,5 раза;
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, – в 47,7 раза.
- Чем объясняется рост кадастровой стоимости земель населенных пунктов?
- При оценке показателей роста кадастровой стоимости необходимо учитывать, что предыдущая кадастровая оценка земель населенных пунктов, действовавшая до 1 января 2009 года, была принята в 2003 году. Таким образом, кадастровая стоимость земель населенных пунктов по данной оценке соответствовала на тот момент экономическим условиям, в том числе и рыночной стоимости земельных участков. За прошедшие пять лет рыночная стоимость земельных участков значительно возросла, изменились факторы, оказывающие свое влияние на ее оценку.
Подчеркнём, что приведение кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с уровнем развития рынка недвижимости способствует увеличению доходов, поступающих в консолидированный бюджет Смоленской области, которые, в свою очередь, направляются на развитие региона, реализацию инвестиционных и социальных программ.
- Как отразится увеличение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на размере земельного налога в
2009¬ м и последующих годах? Не приведет ли увеличение кадастровой стоимости к значительному повышению налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога?
- Решение об установлении конкретных размеров налоговых ставок земельного налога принимают представительные органы местного самоуправления поселений на территории Смоленской области в рамках налогового законодательства Российской Федерации. Они устанавливают ставки земельного налога в пределах 0,3 и 1,5% от налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).
Следовательно, фактическая налоговая нагрузка на налогоплательщика устанавливается не по результатам государственной кадастровой оценки земель, а на основании принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о налоговых ставках и льготах.
С учетом актуализации кадастровой стоимости земель населенных пунктов Администрацией нашей области разработаны и направлены для рассмотрения и последующего утверждения представительными органами местного самоуправления поселений и городских округов рекомендуемые размеры ставок земельного налога. Ставки земельного налога рассчитывались конкретно для каждого муниципального района с учётом изменения кадастровой стоимости земельных участков по сравнению с оценкой 2003 года. В 2009 году планировалось увеличение доходов от уплаты земельного налога на 30%.
Однако в целях стабилизации ситуации, сложившейся в условиях финансово-экономического кризиса, учитывая возросшую кадастровую стоимость земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, Администрация Смоленской области рекомендовала представительным органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области скорректировать ставки земельного налога по видам разрешенного использования земельных участков, установив их в размерах, позволяющих сохранить сумму доходов от использования земельных участков в 2009 году на уровне 2008 года.
Установление представительными органами муниципальных образований Смоленской области ставок земельного налога в 2009 году в размерах, позволяющих сохранить сумму доходов от использования земельных участков на уровне 2008 года, сделает возможным в условиях финансового кризиса не увеличивать налоговую нагрузку на предприятия и организации региона.
В 2010-м и последующих годах размер земельного налога будет устанавливаться в зависимости от состояния экономики в регионе.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельных участков и принятие ставок земельного налога с учетом рекомендаций Администрации Смоленской области не окажет отрицательного воздействия на экономику.
- Возможно ли установление налоговых льгот в целях поддержки отдельных отраслей экономики в условиях финансового кризиса?
- Представительные органы муниципальных образований Смоленской области, исходя из конкретных экономических условий, существующих на территории городских (сельских) поселений, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, то есть возможность поддержки отдельных отраслей экономики и категорий налогоплательщиков предусмотрена налоговым законодательством.
Соответствующие рекомендации приняты по итогам совещаний, проведенных Администрацией области при участии представителей ведущих предприятий региона, депутатов областной Думы, руководителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Обращаю внимание читателей «СГ» на то, что органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области рекомендовано установить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации налоговые льготы по уплате земельного налога за земельные участки, на которых расположены объекты социального назначения, а также рассмотреть вопрос о целесообразности установления налоговых льгот в отношении отдельных категорий налогоплательщиков или видов деятельности в целях достижения стабильности экономики в условиях финансового кризиса.
Юбилеи - не только звон и слава, но и воспитание, и инвестиции
Лес и доходы

Другие новости по теме