Киев по-смоленски
Несмотря на то, что Киев по-прежнему называют матерью городов русских, россияне уже не чувствуют себя здесь как дома. Мы едем на экскурсию за границу. Как и в каждой заграничной поездке, туристы особенно остро подмечают нюансы жизненного уклада другой страны.В плане организации туристического бизнеса Смоленску есть чему поучиться у Киева, особенно в преддверии 1150-летия. Попробуем разобраться, что именно из опыта украинских соседей мы могли бы взять на вооружение.
Смолянам очень повезло. Наша область граничит только с другими регионами России и с Белоруссией. А это значит, что границу нам пересекать не нужно. На российско-белорусских рубежах автобусы даже не притормаживают. Всю прелесть этого факта сполна оценит каждый, кто хоть раз прошёл нелёгкое испытание белорусско-украинской границей.
Экскурсионные автобусы едут на Украину в основном ночью. Соответственно на границе они выстраиваются в очередь десятками. Пять часов ожидания в автобусе – это, конечно, лучше, чем в кабине фуры. Дальнобойщики живут на границе. Легковые автомобили и рейсовые автобусы выстраиваются в отдельную очередь, которая продвигается намного быстрее.
Если в дороге вы хотя бы можете поспать, то на границе вас постоянно будут дёргать: то нужно паспорт показать, то пройти через турникет, то заполнить миграционную карту. Наша группа заполняла карты около часа: шаблоны на украинском и английском языках, поэтому разобраться в них нелегко. Потом местные пограничники собирают паспорта и куда-то уносят. Это вызывает возмущение: всем известно, что изымать паспорт никто не имеет права.
– Это вы ещё не знаете, сколько бумажек заполняет водитель автобуса, – ухмыляется наш сопровождающий.
Последний рубеж мы пересекаем уже на рассвете. Группа тут же хватается за фотоаппараты: мы едем по первой достопримечательности – трассе Е-95, воспетой группой "Алиса". Правда, в известной песне поётся вовсе не об этой дороге.
Российские водители вообще называют украинские дороги главной достопримечательностью этой страны. Их не латают кусками, как в России. Если полотно требует ремонта, его перекладывают полностью.
Мимо окон проносятся деревни. Поражает то, что практически на каждом придорожном столбе гнездятся аисты.
Первая остановка на украинской земле – населённый пункт Калитянское на 65-м километре. Здесь есть обменный пункт и большой магазин. В самом Киеве поменять деньги нелегко из-за больших очередей. Сразу же чувствуется отношение к посетителям: на территории комплекса есть беседки и даже фонтан.
Мы жили в туристическом комплексе "Пролисок" в самом начале Житомирского шоссе. По словам экскурсовода, такая гостиница в Киеве одна. Однако впоследствии, когда необходимо было добраться до неё на такси, выяснилось, что гостиниц с таким названием как минимум пять. Та же история с некоторыми улицами, названия которых путают даже местные жители. Если едете в Киев, уточняйте все адреса!
Экскурсия по столице Украины наполовину состоит из легенд. Здесь и известная всем ещё со школьной скамьи история об основателях Киева – братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебеди, и менее распространённые легенды. Часть из них придумана не так давно. Особенность города – практически все легенды здесь отмечены памятниками.
Киев – удивительно зелёный город. Настолько зелёный, что сфотографировать красивые здания из автобуса практически невозможно. Больше всего на улицах каштанов. Есть и необычные деревца, плодоносящие маленькими яблочками. А ещё здесь очень много тополей. С этими деревьями, которые в Смоленске безжалостно истребляют, связана интересная история. Готовясь к приезду императора Николая I, киевляне высадили бульвар из каштанов и лип. Когда государя спросили, нравятся ли ему деревья, он посмотрел так грозно, что бульвар тут же вырвали с корнем и вместо него высадили пирамидальные тополя. Говорят, император любил эти деревья за то, что они стоят прямо и гордо, как солдаты. Памятник "украинскому Чапаеву" Николаю Щорсу на том же бульваре интересен тем, что в студенческие годы скульптору позировал не кто-нибудь, а первый президент Украины Леонид Кравчук. Сам бульвар носит имя Тараса Шевченко.
Ещё одна достопримечательность Киева – Крещатик. Экскурсовод с нежностью рассказывает нам о том, как в годы Великой Отечественной войны улица была взорвана. В 1941 году, через несколько дней после занятия Киева немецкими войсками, на Крещатике прогремела серия взрывов. Боеприпасы были заложены НКВД при отступлении из города. Комендант Киева Курт Эберхард воспользовался поджогом Крещатика как формальным поводом для уничтожения евреев Киева в Бабьем Яру.
Ни для кого не секрет, что отношение к фашизму как таковому и к событиям Великой Отечественной войны в последнее время раздирает Украину. Как и семьдесят лет назад, эта страна продолжает бороться с "коричневой чумой". Ещё на слуху избиение ветеранов в Львове 9 Мая. В Киеве за несколько дней до этого витало напряжение. По улицам то и дело проносились сигналящие колонны автомобилей под флагами различных радикально настроенных организаций. Как объяснила нам экскурсовод, в столице 9 Мая запретили все мероприятия, кроме официальных. Даже митинг коммунистов, которые считают Победу едва ли не своей собственной заслугой. Поэтому в День Победы в столице Украины всё было спокойно и празднично. На главной площади – Майдане Незалежности – звучали песни про синий платочек и огонь в тесной печурке. Правда, город был украшен весьма скромно. Разве что портреты президента Виктора Януковича на билбордах напоминали о Дне доблести и победы (именно так здесь называют 9 Мая). А ещё в Киеве любят переименовывать улицы. Уже практически не осталось старых советских названий. Как рассказали местные жители, скоро эта участь постигнет и Краснозвёздный проспект. Его планируют назвать в честь убитого украинского журналиста Георгия Гонгадзе.
Пока едем по столице, отмечаем интересную деталь: здесь нет автомобильных пробок. Почему? Экскурсовод улыбается: этот вопрос российские туристы всегда задают первым. Оказывается, в 60-х годах прошлого века в Киеве была разработана система путеводов. Большинство пешеходных переходов либо стали надземными, либо ушли под дорожное полотно. Да и автомобильные развязки организованы таким образом, что в городе практически не осталось перекрёстков. За четыре дня экскурсии мы стояли на светофорах всего несколько раз.
Проезд в общественном транспорте в переводе на российские деньги стоит всего 7 рублей. Даже метро! А вот таксисты дерут с приезжих по 150 гривен, а то и больше. Вы не катались в Смоленске в такси за 600 рублей? А в Киеве придётся. Как только извозчик слышит русскую речь, договориться с ним о скидке уже практически невозможно.
Древний Киев столько раз разрушали до основания войны и пожары, что настоящих древностей в нём осталось очень мало. Разве что Золотые ворота – главный въезд в столицу Киевской Руси и церкви, постройка которых датируется XI веком.
С храмами в древнем городе отдельная история. Их здесь столько, что не хватит месяца, чтобы хотя бы мельком посмотреть все. Самые известные, в которые ведут туристов, – Киево-Печерская лавра, Софийский и Владимирский соборы, Андреевская церковь. Во Владимирском соборе из-за экономии электричества с трудом можно разобрать работы знаменитого художника Васнецова. Внутри Софийского собора съёмка вообще запрещена. В не действующем ныне храме сохранились фрески и мозаики XI века. Они представляют такую историческую ценность, что украинцы не хотят делиться ею с приезжими. Впрочем, вы всегда можете сказать, что не видели предупреждающих табличек. На Софийской площади смолянам стоит обратить особое внимание на памятник гетману Богдану Хмельницкому. Создатель проекта памятника – наш земляк, уроженец Рославльского уезда Михаил Микешин.
Местами паломничества в Киеве зачастую становятся даже не памятники, а символы. Так, у Золотых ворот недавно поставили фигурку кота, и теперь туристы считают своим долгом потереть его ушки и загадать желание. Та же история с памятником персонажам фильма "За двумя зайцами" Голохвастому и Проне Прокоповне. Фотография с ним обещает удачу в личной жизни. При этом очередь за семейным счастьем – одна из самых длинных в городе. Ниже, в середине Андреевского спуска, – дом, где жил Михаил Булгаков и герои его "Белой гвардии". Нетрудно догадаться, почему у памятника писателю так блестит нос… С не меньшим удовольствием туристы фотографируются с котиком из вилок или с Ёжиком из тумана. Здесь же нам удалось увидеть ещё одну достопримечательность Киева, на этот раз живую. Это бабушка с дюжиной собак, которая ходит по всему городу и просит милостыню якобы на строительство собачьего приюта. Правда, местные жители шутят, что за это время можно было накопить на пятизвёздочный отель для бездомных собачек.
К сожалению, в Смоленске нет мест, где можно что-нибудь потереть и загадать желание. Да и легенды придумывать мы как-то не научились. Экскурсоводы бесконечно пересказывают древние предания, которые рядовому туристу кажутся скучными. Нам бы добавить изюминок, да ещё присовокупить к ним качественное обслуживание, и тогда, возможно, туристов у нас было бы не меньше, чем в Киеве. Оба наших города стоят на семи холмах, что, конечно же, миф. Если задаться такой целью, можно перенять у столицы Украины многое. Было бы желание!