Особенности белорусского «кризиса»
Проделав трёхчасовой вояж на автобусе в западном направлении, я оказался в ближайшем к Смоленску областном центре Беларуси. Признаков экономических неурядиц невооружённым глазом здесь почти не видно. Но кое-что всё же проскальзывает.Ухоженный город (без поправок на недавно сошедший снег) встречает гостеприимно. Особенно россиянам рады «постояльцы» (и «сидельцы» – у некоторых с собой складные стульчики) очередей у обменников – пунктов, где народ собирается с утра в надежде купить наши дензнаки по официальному курсу. 2 мая он был 113 к одному. Дело в том, что инвалюта в кассе появляется, только когда кто-то её сдаёт, и тут же её выкупают. Особенно длинную вереницу витеблян, жаждущих вложиться в твёрдый рубль, встретил у обменной точки на железнодорожном вокзале, где трафик россиян по понятным причинам повышенный. У «спекулянтов» курс в полтора раза выше официального, да и обращаться к ним небезопасно: частные валютные операции под запретом и наказуемы для обеих сторон сделки. И это не пустая декларация – правоохранительные органы здесь не зря едят свой хлеб. Хотя без «перегибов на местах» не обходится: в Витебске, откуда, как оказалось, родом террорист, устроивший взрыв в Минской подземке, недавно классные руководители обзванивали родителей учеников и просили поставить подпись под бумагой, что у них дома нет гранатомётов, пистолетов и т.д.
Знакомые рассказывали, что за последние месяцы цены на продукты неимоверно подскочили (например, на гречку – аж в четыре раза, до 200 российских рублей!) и люди ходят в магазины, как в музей, что народ сметает технику с прилавков, ожидая грядущую девальвацию. А руководство страны по этому поводу стоически молчит.
Такое положение дел связывают с обрушившимся накануне президент¬ских выборов на страну денежным дождём. Тогда бросились в массовом порядке повышать зарплаты, пенсии. В Витебске даже проезд для школьников сделали свободным. Потом «аттракцион невиданной щедрости» прекратился. Сейчас школяры могут добраться бесплатно только до места учёбы. Кстати, проезд в муниципальном автобусе в пересчёте на наши деньги – около 7 рублей, на маршрутке – 14, проездной на один вид транспорта – около 300. Такого засилья «ГАЗелей», как у нас, нет, зато на остановках есть таблички с расписанием, которому автобусы неукоснительно следуют.
Ассортимент торговых заведений я не изучал. Во всяком случае в товарах «made in Belаrus» недостатка нет. Порадовал «однорукий бандит» за 22 тысячи российских рублей в магазине, где продают конфискат. Вообще игорный бизнес в Беларуси не запрещён, но ведёт себя как-то интеллигентно. Не видно кричащих вывесок, злачные места прячутся в укромных уголках.
На чём не сказались экономические трудности, так это на масштабе строек. Сейчас за Витебск, который многим смолянам кажется образцом благоустроенности, взялись, кажется, с удвоенной силой. Причём повод не в пример нашему – «всего лишь» юбилейный (20-й) «Славянский базар».
В прошлом году земснарядами очистили русло Двины, собираются пустить по ней прогулочные теплоходы. Думается, с их бортов можно будет увидеть нечто большее, чем прибрежный хмызник. Маршрут «Золотое кольцо» замкнёт берега между Кировским мостом и мостом Блохина: отцы города обещали, что набережные Витебска смогут поспорить по красоте с набережными Сены. И на маленькой Витьбе сделали запруду, теперь там катаются на катамаранах.
В центре города, в самой высокой точке, воссоздан с нуля кафедральный собор, построенный в XVIII и разрушенный в 30-х годах прошлого века (несколько дней назад там отслужили первую службу). Подсветка ключевых зданий, в том числе нового храма, в центре видна даже с окраин, благо рельеф здесь не такой сложный, как в Смоленске. Заново благоустроили площадь Победы возле знаменитых «трёх штыков», поставили там два фонтана в виде больших «одуванчиков»…
Дорога домой была тем более приятной, что билет на дизель от Смоленска до Витебска стоит больше 200 рублей, а в обратном направлении – в пересчёте около 70. Чувствую, что уже скоро придётся проделать этот путь ещё раз – в июне надо ехать на «Славянский базар». Судя по подготовке, это будет нечто грандиозное.