К юбилею службы занятости. Дать человеку профессию, нужную для общества
Сегодня Государственной службе занятости населения исполняется 20 лет. Структура существенно влияет на социальную ситуацию в стране. Подвести итоги пройденного пути «Смоленская газета» попросила начальника Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области Станислава КАШИРИНА.– Станислав Николаевич, что удалось сделать за это время?
– Государственная служба занятости населения за 20 лет стала структурой, которая по-настоящему защищает право граждан на труд, оказывает социальную и материальную поддержку безработным гражданам. За эти годы областной службой занятости накоплен большой опыт. Она утвердилась как организация, эффективно работающая и востребованная людьми. Служба занятости вносит свой вклад в сохранение стабильности региона. В последнее время проблема обеспечения людей работой имеет тенденцию к улучшению, что является отражением состояния экономики области. По ряду показателей Смоленская областная служба занятости сегодня входит в число лучших в Центральном федеральном округе. Как мы добились таких результатов? В течение двух десятилетий в области был создан профессиональный кадровый потенциал службы занятости. Наши специалисты по-настоящему знают своё дело и видят своё предназначение в служении людям.
Как правило, около 60 процентов смолян ежегодно трудоустраиваются через центры занятости населения, которые имеются во всех городах и районах области. По оценкам специалистов, каждый рубль, затраченный на трудоустройство, окупается в среднем более, чем троекратно. Ведь человек, получивший работу, платит налоги.
– Какие из социальных программ сейчас являются приоритетными и наиболее востребованными?
– Сегодня на Смоленщине успешно реализуется с пользой для граждан ведомственная целевая Программа содействия занятости населения и Программа до-полнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда Смоленской области на 2011 год. Если в прошлом году реализация Программы дополнительных мер была направлена на сохранение кадрового потенциала региона, то нынче – на повышение качества рабочей силы, эффективное использование трудовых ресурсов в условиях перехода на инновационный путь развития. Перед нами стоит задача не допустить роста регистрируемой безработицы выше уровня 1,6 процента в среднегодовом исчислении, запланированного на 2011 год, а также сдержать на-пряженность на региональном рынке труда не выше 2,5 человека на вакансию.
– Какова результативность государственных услуг?
– Я бы оценил её как высокую. За два десятилетия через центры занятости населения области трудоустроены 602,8 тысячи человек, причем 61,1 % из них - в десятидневный срок с момента обращения в службу занятости. Среди них 86,9 тысячи – люди, у которых были серьёзные проблемы в поиске работы. Трудоустроены 8,4 тысячи инвалидов. Активно используется направление на переобучение профессиям и специальностям, конкурентоспособным на рынке труда. Переобучались почти 85 тысяч человек, в их числе 55 тысяч – безработные. Большинство из них смогли затем найти рабочее место.
Очень важно, что мы сегодня предоставляем государственные услуги четко в соответствии с Административными регламентами, где все процедуры расписаны буквально по минутам.
– А как продвинулось ваше сотрудничество с работодателями?
- Сегодня в службе занятости имеется более 4 тыс. вакансий, заявленных предприятиями и организациями всех форм собственности. Активная политика занятости основывается на принципе тесного сотрудничества органов службы занятости с работодателями. В рамках основной деятельности центры занятости населения городов и районов Смоленской области предлагают работодателям услуги по подбору персонала по заявкам, оказанию консультационных услуг, информированию, проведению ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Сегодня служба занятости является своего рода посредником между работодателем и безработным. Мы должны, с одной стороны, помочь человеку, ищущему работу, путём оказания при необходимости государственных услуг по обучению, повышению квалификации, психологической поддержке и социальной адаптации. С другой стороны, требовать от работодателя нормальных условий и оплаты труда.
– А в социальном плане услуги службы занятости населения сегодня доступны?
– Разумеется. Все услуги в сфере содействия занятости наша служба предостав-ляет своим клиентам бесплатно. К примеру, уже много лет своевременно, в установленный срок выплачивается пособие по безработице и стипендии тем, кто обучается по направлению службы занятости. Мы не допускаем сбоев с этими выплатами.
– Что делается Департаментом для молодёжи и её трудоустройства?
– Молодому поколению служба занятости населения помогает в адаптации на рынке труда. Школьникам и студентам, оказавшимся в трудной ситуации, мы предлагаем участвовать в программах временного трудоустройства, а выпускникам образовательных учреждений – в стажировке. Они приобретают опыт работы, учатся строить взаимоотношения в трудовых коллективах. В 2010 году стажировка позволила приобрести опыт работы 314 выпускникам образовательных учреждений. 7,2 тысячи человек, в том числе 4,6 тысячи несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет, были в прошлом году временно трудоустроены.
Молодые не должны сегодня гоняться за ложным престижем. Это понятие временное. К примеру, сегодня многие стремятся стать юристами и экономистами. Но их уже достаточно на рынке труда. Молодой человек должен не гнаться за призраками, а выбрать ту профессию, которая востребована на рынке труда. Следует приучать ребёнка к труду, прививать интерес к профессиям, нужным обществу, повышать престиж рабочих профессий. А то ведь скоро слесарей и токарей в стране не станет, хотя эти специальности сейчас очень нужны. Сотрудники центров занятости регулярно проводят мероприятия по профориентации. Но этого недостаточно, необходимо начинать эту работу буквально с детского сада и школы.
– Каким образом вы поддерживаете желание людей организовать своё дело? Расскажите, пожалуйста, о самозанятости.
- Открыть собственное дело – это реальный шанс для тех, кто остался без рабо-ты, особенно для молодых безработных, полных желания проявить себя. Наши работники помогают смолянам открыть собственное дело. Выделяются и денежные средства. Сегодня это одна из наиболее востребованных услуг безработными гражданами. Радует то, что люди, сумевшие открыть своё дело, создают дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных смолян. Только за два последних года при содействии службы занятости 982 человека получили безвозмездную субсидию и смогли открыть собственное дело.
Вопреки расхожему мнению, что частный бизнес в небольшом городке или сельском районе, это, в основном, торгово-закупочная деятельность, безработные выбирают самые разнообразные сферы своей будущей предпринимательской деятельности. Они стараются занять нишу на рынке оказания юридических услуг, не боятся вести программное сопровождение у владельцев компьютеров, ремонтируют оргтехнику, обувь, открывают собственные парикмахерские и салоны красоты. Есть новоиспеченные предприниматели, которые разводят кроликов и занимаются животноводством. Кто-то предлагает землякам услуги по дизайну квартир, Интернет-сайтов. Бывшие безработные предоставляют транспортные услуги, занимаются пассажиро- и грузоперевозками, обработкой древесины и производством пиломатериалов…
– Как зарекомендовало себя опережающее профессиональное обучение работников?
– Такое обучение предусматривается Программой дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда. В нём могут участвовать работники организаций, вводящих режим неполной занятости и планирующих увольнение. В программу также имеют право включаться предприятия после утверждения ими программы модернизации производства или нормативного акта о его включении в перечень инвестиционных проектов. Говоря словами руководителя Роструда Ю.В. Герция, адресное профессиональное обучение под конкретные рабочие места - это ключ к повышению качества трудовых ресурсов, в соответствии с изменяющимися запросами экономики.
Опережающее профессиональное обучение могут проходить, например, женщины, работающие во вредных условиях труда, с целью их вывода с вредных производств, имеющие малолетних детей и находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком, а также другие категории граждан. В результате реализации программы после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации будет обеспечена занятость 539 человек.
– Если говорить о ваших коллегах из Администрации области, с кем наиболее плодотворно ваше сотрудничество?
– Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области и центры занятости населения (а их в области 27) постоянно ощущают по-мощь и поддержку органов власти области, городов, районов, а также лично Губернатора Сергея Владимировича Антуфьева. Служба занятости тесно взаимодействует с Департаментами экономического развития, образования, социального развития, здравоохранения, сельского хозяйства, партией «Единая Россия», Торгово-промышленной палатой, профсоюзами, общественными организациями. Мы совместно разрабатываем программы содействия занятости населения и обеспечиваем их реализацию. В результате активных действий на рынке труда уровень регистрируемой безработицы составил на 12 апреля т.г. 1,66 процента (к численности экономически активного населения). Для сравнения, по России, по последним данным Росстата, – 2,2%. Коэффициент напряжённости в области заметно уменьшился и составил 2,4 человека на вакансию.
– Какие новшества появились в работе службы занятости?
– Повсеместно в практику работы Центров занятости внедряются информационные технологии. Мы обращаем внимание на улучшение комфортности и каче-ства предоставления гражданам услуг. Совсем недавно был открыт обновлённый Центр занятости населения Смоленского района. В нашем распоряжении появились 16 мобильных центров занятости на базе микроавтобусов, которые позволили приблизить услуги службы занятости к жителям отдалённых сёл и деревень. Также, в рамках действующего законодательства органы службы занятости населения будут осуществлять предоставление в электронном виде отдельных государственных услуг в сфере занятости населения. Всё это позволит работать более эффективно и результативно. Но, думая о повышении качества труда наших специалистов, мы не забываем о том, что электронные средства не смогут полностью заменить профессионала, способного оказать, к примеру, психологическую и моральную поддержку. Ведь мы имеем дело с людьми, которые из-за отсутствия работы и заработка находятся в постоянном стрессе. Нужно уметь их успокоить, выслушать, обозначить перспективу. Любовь к человеку в нашей профессии – главное качество.
Мне хочется воспользоваться случаем, предоставленным вашей газетой, по-здравить сотрудников с юбилеем и выразить им благодарность за ответственную и необходимую обществу работу, пожелать всем личных и профессиональных успехов!
– Спасибо за беседу и с юбилеем!