Приключения Алёшки-путешественника
Алексей Хомяков – путешественник с более чем десятилетним стажем. Он объехал не только всю Смоленщину, но и значительную часть России: от Чёрного моря до Северного Ледовитого океана, от Белоруссии до Байкала и Якутии. С корреспондентом «СГ» Алексей поделился не только философией своего увлечения, но и тонкостями организации туристических походов и путешествий автостопом.Сейчас Алексею 28 лет. Ему нравится отдыхать на природе в компании друзей, а из далёких поездок он привозит всё новые и новые впечатления. Алексей может отправиться в лес с шумной компанией и весело провести выходные. А может поехать один, чтобы просто посидеть у костра, отдохнуть от шума машин и, как он сам шутит, покормить комаров. Ему приходилось ночевать в лесу без палатки, спать под проливным дождём на верхней палубе теплохода, ловить ноябрьской ночью попутку под Брянском.
К путешествиям Алексей Хомяков привык с детства. Отец часто брал его с собой на рыбалку в Псковскую область.
Без родителей Алексей стал путешествовать в старших классах, а в студенческие годы познакомился с людьми, разделяющими его увлечение.
Алексей считает, что самое ценное качество для туриста – оптимизм.
– Можно провести выходные в лесу без котелка, без палатки, много без чего ещё. Да, возможно, будет дискомфортно. Но это же не катастрофа. Помню, как в первый раз оказался в лесу один. Просто договорились с ребятами, что каждый будет добираться до места своим ходом. Пока было светло, я не особенно волновался. А вот когда стемнело, понял: всё, больше никто не приедет. Сижу у костра, жуть такая, что даже просто отвернуться от огня страшно. Ветер в кронах деревьев шепчет. Тут ещё и собаки в соседней деревне завыли… Это днём, когда солнце светит, хорошо спокойно думать: «Ну собаки, и что тут такого?» А ночью одна мысль в голове стучит: «Только б дров до утра хватило…».
Кто ездит на Дураковник
Впервые Алексей попал на «Слёт дураков» в 2002 году. Его пригласили друзья.
– Почему мероприятие называется Дураковник? Всё просто. Раньше слёт проводили в ноябрьские праздники, в это время часто уже лежал снег. И окружающие говорили: ну вы и дураки, в такой холод в походы ходить! Сейчас его устраивают в конце октября. В последние годы на слёт не собирается много народа, человек 50, что особенно ценно для меня. Здесь всех знаешь. Подходишь к любому костру, общаешься с людьми. Везде тебя обогреют и накормят.
Специальной программы нет. Организаторы раздают темы выступлений. Вернее, даже не сами темы, а намёки на них. Но держаться в рамках определённой темы вовсе не обязательно. Кто-то показывает миниатюры, кто-то читает стихи или поёт песни. Народ просто отдыхает. Нет официоза: ни жюри, ни известных бардов.
Одна из любимых забав на Дураковнике – аукцион вслепую, он же «Дурацкий аукцион». Вещь описывается иносказательно, её никому не показывают. Можно купить кирпич за 200 рублей, а за 100 рублей – работающий принтер. Когда-то за смешные деньги, рублей за 70, продали отличную палатку. И в то же время можно за пару сотен купить, скажем, набор фантиков или солёный огурец.
Во время аукциона рискованно говорить что-то, что не относится к делу – ведущие запросто могут тебя подловить и посчитать сказанное заявкой на торгах. Однажды так попался Кэш, один из участников слёта, а денег у него при себе не было. Он пошёл по кругу с шапкой, и к концу круга у него в шапке были не только 300 рублей, которых не хватало, но ещё груда мелочи. Вообще аукцион устраивают для того, чтобы организаторы смогли вернуть хотя бы часть потраченных денег. Транспорт, освещение, акустическая система… Всё это требует затрат. Поэтому участники приносят из дома то, что не жалко. Участие в аукционе – дело добровольное.
Автостопом по России
Несмотря на то, что значительная часть путешествий прошла по взмаху руки у обочины дороги, автостопщиком Алексей себя не считает.
– У меня есть друг Миша Ганс, вот он и есть настоящий «король дорог». Он даже со своей женой встрется на трассе! Я же еду стопом, когда есть свободное время, но нет лишних денег. Если финансы позволяют, предпочитаю передвигаться тем транспортом, который довезёт наверняка. Но бывает, что поезд по расписанию будет только через несколько дней, а тебе необходимо выехать сегодня. Тогда приходится выходить на трассу. Если очень нужно уехать, а других вариантов нет, проще голосовать рублём. Достаточно держать в руках купюру, и тогда больше шансов, что проезжающий водитель тебя подберёт.
Алексей утверждает, что важен не только сам жест, которым вы пытаетесь остановить попутку, но и правильный выбор места.
– Есть участки дорог, где водитель не станет останавливаться, даже если в принципе не против тебя подобрать. Например, на подъёме, на сложном повороте или в глухом лесу. Ещё слишком свежи в памяти водителей лихие 90-е, когда фуры то и дело тормозили молодчики с ружьями наперевес. Эти факторы необходимо учитывать. Лучше стоять вблизи постов ГИБДД, за перекрёстками или транспортными развязками. Иногда психологически тяжело путешествовать автостопом. Случается и так, что стоишь у дороги несколько часов, а мимо тебя несутся машины. Дальнобойщики если и не останавливаются, то хотя бы жестами показывают, что они скоро сворачивают с трассы, либо сзади напарник. Бывает, что водители просто не обращают внимания на голосующих. Но в любом случае свою машину ты дождёшься.
Алексей доезжал автостопом с северной оконечности Онежского озера через Карелию до Санкт-Петербурга, причём на одной машине. Молодой человек считает это большой удачей. С компанией из двух парней и двух девушек Алексей встретился на Соловках.
– Я приехал чуть раньше, стоял у причала и искал, к кому бы присоединиться на экскурсию. Смотрю, идёт веселая компания, они тоже меня заметили. Ну, переглянулись и разошлись. Потом плыли на материк на одном теплоходе. Прошло больше суток, я уже отъехал далеко от того места, где мы встретились: из Беломорска добрался до Медвежьей горки, ночевал на вокзале, а утром вышел на трассу. И вдруг тормозит внедорожник. Остановить такую машину на трассе почти нереально. А тут мне машут руками и кричат: «Садись, мы тебя узнали!»
На краю света
– У меня была мечта: добраться до края света, – рассказывает Алексей. – Чтобы стоять на берегу, а дальше – только океан и Северный полюс. И я нашёл такое место: рыбацкий посёлок Териберка на берегу Баренцева моря, в Мурманской области. Добирался я туда через Москву и Мурманск на поезде, а до самого посёлка на автобусе. Очень удачно получилось: после обеда я выезжал из Мурманска, вечер и ночь лазил по сопкам за Териберкой (а почему бы нет, там же полярный день!), а утром автобус шёл обратно. Я в нём и выспаться успел на обратной дороге.
Алексей уверен: чтобы познакомиться с городом, не нужен путеводитель. Новое место лучше измерить, почувствовать ногами. Тогда можно увидеть не только лоснящийся фасад, пройти по дорогам, по которым водят экскурсии. Самое интересное – это дворики, укромные места, которых не видят туристы. Чаще всего именно они становятся культовыми для местных жителей. К примеру, как крепостная стена в Смоленске. «Свой» уголок там есть у многих смолян, и мало кто из приезжих сможет туда добраться
– Путешествия для меня – это не только и не столько осмотр достопримечательностей. Меня привлекает сама атмосфера. Ты выходишь за порог, и тебя подхватывает драйв, какой-то азарт, что ли... А возвращаешься «в себя» только тогда, когда путь приведёт тебя обратно к дому. Ты отрываешься, как листок от ветки, перестаешь чувствовать, что привязан к конкретному месту или давно проложенному маршруту. Вот идёшь ты по своей улице, за углом – твой дом. Ты в этом уверен. Когда же ты приезжаешь туда, где ни разу не был, никогда не знаешь, что тебя ожидает за следующим поворотом. В этом для меня смысл любого путешествия.