В сельской школе – качественное образование
Только что отшумел выпускными экзаменами и балами июнь. Теперь у руководителей образовательных учреждений главная задача – подготовка школ к новому учебному году. Особое внимание областной Департамент по образованию и науке уделяет сельским школам. Об этом «Смоленской газете» рассказывает первый заместитель начальника департамента Николай Колпачков:- В настоящее время в обеспечении качества образования существует ряд проблем, связанных со структурой сети общеобразовательных учреждений. Во многих школах, особенно в малокомплектных, остро стоит вопрос качественной реализации базисного учебного плана. Учителя вынужденно преподают несколько предметов, недостаточно предметных кабинетов, а имеющиеся не оснащены современным учебным, технологическим оборудованием.
Ещё одну актуальную проблему создает демографическая ситуация. Многие сельские школы, а в некоторых случаях и городские, являются не просто полупустыми, а пустыми на четыре пятых проектной мощности. 70% школ на территории области составляют сельские школы, в которых обучается 30% от общего числа учащихся.
Неэффективность сети школ является основной причиной того, что выделяемые на образование бюджетные средства используются нерационально. “Ученик сельской школы порой стоит столько, сколько студент Бауманского училища”, – не перестает повторять ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. И действительно порой обучение в одних сельских школах, даже в рамках того или иного муниципального образования, стоит в несколько раз дороже, чем в других образовательных учреждениях.
- Сейчас вошло в обиход понятие «оптимизация сети образовательных учреждений»…
- Идея оптимизации не является новой для системы образования. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» разрабатывались методики оптимизации сети образовательных учреждений.
В настоящее время для выхода из ситуации многими субъектами Российской Федерации, в том числе и Смоленской областью, выбран путь оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Для этого создаются базовые школы (образовательные центры, ресурсные центры), средние школы реорганизуются в основные, основные - в начальные, малочисленные школы реорганизуются в филиалы, создаются социокультурные образовательные комплексы на базе школ и т.п.
В основу оптимизации сети сельских школ, как правило, положены такие принципы: максимальное сохранение в малочисленных населенных пунктах начальных школ и развитие дошкольного образования, функционирование базовых школ, оснащённых современным учебным и информационным оборудованием, учебно-методическими пособиями, в которых обучаются дети из близлежащих населённых пунктов.
Под оптимизацией сети сельских школ часто понимается закрытие сельских школ. Подчеркну, что закрыть сельскую школу можно только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Поэтому грамотнее говорить о том, что в ходе оптимизации создаются новые возможности для получения качественного образования. Например, более комфортабельное здание, наличие большего количества профессиональных учителей, более широкий круг общения, более современные условия самого образовательного процесса: наличие компьютеров, спортивного оборудования, реактивов и так далее.
- То есть один из главных векторов работы Администрации облас¬-
ти – создание условий для получения сельскими школьниками качественного образования?
- С целью повышения качества образования за последние три года для образовательных учреждений региона в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» приобретено свыше 200 учебных кабинетов, более 100 интерактивных досок, 38 школьных автобусов. Все школы подключены к сети Интернет.
Когда речь идёт об оптимизации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности, необходимо понять, что село сохраняется тогда, когда у жителей есть возможность обеспечить своим детям нормальное образование.
Внедрение нормативного подушевого финансирования, когда объём бюджетных средств, получаемых образовательным учреждением, зависит от количества учащихся, напрямую связано с процессом оптимизации. А практическая реализация принципов нормативного подушевого финансирования ведёт к ускорению этого процесса, направленного на повышение качества и доступности образования при эффективном использовании имеющихся ресурсов.
Наша цель не экономить на образовании, а эффективно использовать имеющиеся средства!