Дороги

Кредитный портфель деревни

30 июня 2009 года в 10:02
Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник встретилась с журналистами из 42 регионов страны и рассказала о ходе реализации программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и о текущей ситуации в отрасли, задачах на среднесрочную перспективу.
Журналистов интересовало многое, и в течение полутора часов они смогли получить ответы на свои вопросы. В частности, как врач-кардиолог осмелилась взяться за реанимацию сельского хозяйства, которое во многих регионах находится в предынфарктном состоянии?
- Вы, конечно же, знаете, что я восемь лет руководила Государственной агропромышленной лизинговой компанией, причем создавала её с нуля, - начала беседу с журналистами Е. Скрынник. - Меня пригласил на эту должность тогда Президент Российской Федерации Владимир Путин. Работая председателем Российской ассоциации лизинговых компаний, создала компанию по обеспечению материально-техническими ресурсами наших окраин, деятельность которой была основана на прозрачности и открытости. За восемь лет она стала лучшей компанией России, четвертой по рейтингу среди европейских лизинговых компаний. Поэтому, вступив в должность министра сельского хозяйства, я начала с того, что необходимо в первую очередь: был создан всероссийский реестр сельскохозяйственных предприятий, оформлены соглашения с губернаторами для выделения субсидий и дотаций от Министерства сельского хозяйства их сельхозпроизводителям.
- Будет ли государственный заказ на производство зерна?
- Наш опыт показал, что всегда существовала проблема с объявлением цен на зерно текущего года. 30 марта мы обнародовали цены на зерно для проведения заготовительных интервенций текущего года. Оставили их на уровне прошлого года с возможностью повышения в зависимости от ситуации на зерновом рынке. Это дало возможность нашим товаропроизводителям, приступая к весенним полевым работам, рассчитывать свои материальные возможности. Следующий принципиально важный момент - обеспечение горюче-смазочными материалами. Нам удалось договориться с нефтяными компаниями о том, что для весенне-полевых работ они будут поставлять дизельное топливо в определённых объемах по фиксированным ценам. Экономия по дизельному топливу составила два миллиарда 300 миллионов рублей, а по бензину А76 - один миллиард 300 тыс. руб. Такую же работу с нефтяными компаниями по устойчивым ценам будем вести и во время уборки урожая. Конечно, для разных регионов страны цены немного отличаются, но в среднем они на 20 процентов ниже рыночных. С руководителями регионов выяснили, как они себе представляют объём тех кредитов, которые необходимы их сельхозпроизводителям, то есть определили кредитный портфель. Он составляет около 800 млрд. рублей. Это тот объём средств, который может быть вложен в сельскохозяйственную отрасль и эффективно возвращен при выплате процентной ставки и получении того продукта, который они в конечном итоге должны произвести. Основные направления - это, конечно, зерно, мясо, молоко и сахар.
То же самое необходимо сделать в регионах, и работа такая проводится. Это даст возможность оценить реальную ситуацию в развитии сельского хозяйства, баланс производства и потребления. Причем мы понимаем, что в баланс потребления у нас входит и реализация, и собственное потребление. Необходимо понимать, что мы с произведенной продукцией будем делать, как будем её хранить, перерабатывать и реализовывать для того, чтобы взятый кредитный ресурс с учётом субсидирования был возвращен в банки и кредитные организации.
Принципиально важная работа - по земельному вопросу. Здесь полная поддержка со стороны депутатов трёх основных законов, которые будут регулировать земельные отношения и дадут возможность нашему сельхозпроизводителю использовать землю в качестве самого весомого инструмента для обеспечения кредитных ресурсов.
- Назрел принципиально важный вопрос - принятие закона о торговле. Ваш взгляд на эту проблему?
- Министерство промышленности и торговли имеет свои представления о законе по торговле, и я считаю, что представления правильные с их позиции, потому что они рассматривают закон о торговле как закон о развитии.
Для наших производителей сельскохозяйственных товаров чрезвычайно важно иметь доступ в торговую сеть без бонусов, без рассрочек в получении средств за переданный в реализацию товар. Поэтому над законом мы продолжаем работать. Этот документ создается на основе аналогичных документов, которые приняты в Англии, и дает возможность систематизировать наболевшие отношения между товаропроизводителями, переработчиками и торговыми сетями.
Но я всё же склонна к тому, чтобы в законе о торговле были прописаны более понятные отношения, которые обеспечивали бы чёткий доступ нашего сельхозпроизводителя к прилавку. Одно из направлений нашей работы так и называется - фермерский прилавок. Мы поставили цель - обеспечить прямой доступ производителей продуктов к реализации их в торговых сетях.
- Намерены ли внедрить модель долгосрочного прогнозирования рынка основных видов сельскохозяйственной продукции?
- Весь мир работает на основании долгосрочного прогнозирования. Такую же методику прог¬нозирования развития отрасли мы внедряем в этом году в Министерстве сельского хозяйства и будем иметь обоснованно спрогнозированное получение зерновых и производство мяса, молока и т.д.
Кроме этого, мы обеспечиваем ввод в эксплуатацию в этом году незавершенных животноводческих объектов - объём инвестиций составляет 7,4 млрд. рублей. Это даст возможность производства 550 тыс. тонн мяса птицы и свинины.
Если говорить о балансе мяса в Российской Федерации, то потребление его у нас составляет 9 млн. 400 тыс. тонн, производство - 6 млн. 200 тыс. и импорт - 3 млн. 200 тыс. тонн. Основной упор делаем на мясо птицы и свинину. Но мы работаем и над получением мяса крупного рогатого скота: разводим свой и ввозим из-за рубежа мясные породы. Это то, что успели сделать за 2,5 месяца работы.
- Закуплено много зерна, а впереди - уборочная страда. Что вы будете делать с этим зерном?
- Что касается зерновой интервенции, то мы закупили 9 млн. 600 тыс. тонн зерна на сумму 46 млрд. рублей. Это наш стабилизационный фонд.
Для его реализации рассматриваются варианты экспорта, передачи животноводам для поддержки мясного и молочного животноводства.
- Белоруссия оккупировала рынок соседних областей молочной продукцией. Что делать?
- Подписан прогнозный баланс ввоза молочной продукции, они могут ввозить к нам 2 млн. 800 тыс. тонн молочной продукции, но ввозят больше. Объём несанкционированного ввоза - 30 процентов. Россия для них - основная страна по реализации продукции. При этом цены Беларуси ниже наших до 50 процентов. Их правительство разрешает производителям продавать продукцию ниже себестоимости, чтобы завоевать российский рынок сбыта. Что же при этом делают наши сельхозтоваропроизводители? Белорусская продукция вытесняет российскую, и те деньги, что были вложены - 200 млрд. рублей - на поднятие молочного животноводства, становятся неэффективными. Поэтому мы призвали их вести себя корректно, согласно подписанному балансу, и выполнять все договоренности. Мы предложили синхронизировать аграрную политику в рамках объёма государственной поддержки, ещё раз структуризировать подходы в отношении балансов, переподписать его и дать им возможность ввозить к нам больше того продукта, которого мы меньше всего производим.
- Производители сельхозпродукции говорят о том, что не могут покупать импортное оборудование из-за указа от 3 марта, отечественных аналогов не существует, и боятся, что не смогут выполнить вашу программу. Как быть?
- Нельзя закупать на кредиты Россельхозбанка зарубежную технику, то есть комбайны, трактора, автомобили. Всё, что касается оборудования для переработки, закупать разрешено, так как Россельхозбанку были выделены антикризисные средства для поддержания российских производителей именно на покупку российской техники.
- Что делать, чтобы молодёжь оставалась на селе?
- Вопрос актуальный. Минсельхозвузы мы содержим и платим им за обучение наших студентов 15 млрд. 780 млн. в год. И каков же процент выпускников, остающихся работать на селе? 25-35 процентов. И где же выпускники, которые должны работать на наших фермах, заниматься растениеводством? На сегодняшний день создана комиссия, где разрабатываются определенные направления по улучшению качества аграрного образования и перспективам работы наших выпускников на селе.
- К вопросу о кадрах. Как бы нам не потерять учебные хозяйства, в которых проходят практику студенты аграрных учебных заведений. Будут ли они переданы в ведение вузов?
- В учебных хозяйствах студенты работают, как в учебных классах. Что касается выпускников, которые должны оставаться в сельской местности, то мы пригласили к этому сотрудничеству все ассоциации, объединяющие производителей, переработчиков, растениеводов, чтобы они составили списки потребностей молодых специалистов. В своих соглашениях с регионами мы также указываем, чтобы они сформировали списки выпускников и предоставили им возможность работать на новых комплексах и заниматься новейшими технологиями. Есть программа развития села, где предусмотрены дотации для молодых семей.
- Будет ли отдельная программа по развитию Нечерноземья? Поля зарастают, инфраструктуры на селе никакой, как бы не пришлось ставить памятники исчезнувшим деревням…
- Отдельной программы нет, но существуют другие, в которые можно включаться. Наша задача - не только финансировать аграрный сектор. Жизнь на селе должна развиваться, а молодёжь - оставаться в деревне. Будем делать всё для того, чтобы улучшить жизнь селян.
Записал Владимир Парфёнов
Губернатор обсудил с министром вопросы развития агропрома Смоленщины
Во время рабочей встречи министра сель¬ского хозяйства Российской Федерации Елены Скрынник с Губернатором Смоленской области Сергеем Антуфьевым обсуждались вопросы развития агропромышленного комплекса Смоленщины.
Детально рассматривались четыре направления деятельности: возрождение льноводческой отрасли, реализация инвестиционных проектов по реконструкции действующих и строительству новых животноводческих комплексов, возделывание и переработка рапса, развитие молочного животноводства. Кроме этого, Губернатор С.В. Антуфьев рассказал о мерах, которые предпринимают областные власти для реальной поддержки сельских товаропроизводителей, по социальному развитию села, подготовке и закреплению профессиональных кадров в хозяйствах региона.
Кредитный портфель деревни

В беседе участвовал вице-губернатор Владимир Суржиков (на снимке справа).
Сергей Лебедев: Порядок в Смоленске – без колоссальных финансовых затрат
Опыт рядом. Дело за внедрением

Другие новости по теме