Сергей Лебедев: Порядок в Смоленске – без колоссальных финансовых затрат
Вместо прожектов – конкретные дела– Чтобы чётко расставить приоритеты в городской политике и экономике, нам необходимо понять, каким должен стать Смоленск, какому имиджу он должен соответствовать. На мой взгляд, неповторимый облик Смоленска – это тишина, уют и комфорт скромного провинциального в достойном смысле слова города. Провинциальность, но не захолустность! Это же наше достоинство, ведь большинство россиян хочет жить именно в таких городах – тихих, спокойных, комфортных, о чем говорят многие социологические исследования. Лишь сформулировав для себя эту концепцию развития, мы сможем последовательно менять внешний вид Смоленска, благоустраивать его. В сегодняшних условиях не нужно хвататься за крупные проекты с броскими названиями. Учитывая нынешние экономические реалии, следует спуститься с небес на землю, отдавая предпочтение наведению элементарного порядка с минимальными затратами – регулярно косить траву, чистить дорожки, вывозить мусор…
– А как быть с пресловутыми источниками финансирования? Каковы объёмы финансовых затрат, которые позволят в полной мере воплотить в жизнь имидж Смоленска как тихого и уютного провинциального города?
– Если речь идёт об идеальном состоянии города, то нужно порядка 50 млрд. рублей. На сегодняшний день бюджет Смоленска – 3,5 млрд. рублей. Так что речь пока не идёт об идеале. Но даже используя нынешние финансово-экономические ресурсы, можно привести Смоленск в порядок, добиться чистоты на улицах, дворовых территориях, в подъездах, парках и скверах, оказать управляющим компаниям помощь в ремонте жилых домов. У многих из нас жива ностальгия по Смоленску советских времен. Спокойная, безмятежная атмосфера, ухоженный внешний вид, бесперебойная работа коммунальных предприятий… Таким я вижу наш город. А любые проекты с приставками мега-, гипер-, супер- лично у меня вызывают недоверие. Особенно после откровенно авантюрного проекта «Гиперглобус». Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что строительство гипермаркета в центре густонаселенного микрорайона, рассчитанного на обслуживание доброй половины жителей нашего города, – простите, абсурд.
– Какие первоочередные меры следует предпринять, чтобы вернуть Смоленску потерянный имидж?
– Хочу сразу подчеркнуть, что меры безотлагательного характера не требуют колоссальных объёмов финансирования. Их можно воплотить в жизнь, опираясь на существующий сокращённый бюджет. Компенсировать мощные финансовые интервенции, на которые делалась ставка в докризисный период, необходимо за счёт внутренних резервов коммунальных предприятий. Грамотные организационные ходы, повышение дисциплины, ответственности, взвешенные кадровые решения способны дать желаемый результат в самые короткие сроки.
От новой администрации горожане ждут решительных шагов, которые помогут решить застарелые коммунальные проблемы. К моему глубокому сожалению, её попытки создать частные ООО «ЖЭУ» – это всего лишь способ получить федеральные средства, который не приведет к реальному улучшению качества обслуживания многоквартирных домов. Такие полумеры не способны радикально изменить ситуацию на рынке ЖКУ.
Мы не должны закрывать глаза также на комплекс проблем, которые придётся решать в течение нескольких ближайших лет. Это капитальный ремонт жилья, ремонт магистральных и внутриквартальных дорог и дворовых территорий, по которым иначе как на джипах не проедешь, регенерация зеленых насаждений, особенно во дворах, где при сильном порыве ветра огромные засохшие тополя так и норовят завалиться.
На мой взгляд, среди социальных проблем самая животрепещущая – создание мест в детских садах. На очереди в муниципальные дошкольные учреждения стоит около шести тысяч детей. Депутаты горсовета обращались в федеральные структуры и к Губернатору с просьбой вернуть здания бывших детских садов их прежним обитателям. Эти просьбы удовлетворены лишь частично. В период демографической депрессии здания не перепрофилировали, а попросту пустили с молотка, продав их частным фирмам и организациям, которые сейчас предлагают муниципалитету выкупать их по рыночной стоимости. Конечно же, городской казне это не под силу. А вот юридического механизма возврата детских садов так и не выработано.
Если принять во внимание, что один детский сад способен принять порядка 250 малышей, то станет ясно: городу нужны около 30 дошкольных учреждений, чтобы очередь исчезла. Мы строим пока только один. Его стоимость – 100 млн. рублей.
Как привлечь в Смоленск инвестпоток
– Никто не будет спорить, что реализовать многие жизненно важные проекты не удастся без привлечения в сферу городского хозяйства частного капитала. Каким образом можно повысить инвестиционную привлекательность Смоленска?
– Действительно, из трёх возможных источников пополнения городской казны – собственные ресурсы, федеральные и региональные целевые программы и частные инвестиции – остается неиспользованным только последний. Однако следует признать, что Смоленск далеко не лакомый кусочек для крупного бизнеса. Инвестиционная привлекательность Смоленска повысится, только если нам удастся соблюсти три конкретных условия: сформировать крепкую, стабильную власть, которая держит слово и обеспечивает последовательность и преемственность при реализации принятых ранее решений; предоставить предпринимателям ощутимые преференции (налоговые послабления, низкие цены на энергоресурсы, земельные участки, обеспеченные транспортной и инженерной инфраструктурой); обуздать коррупцию и чиновничье мздоимство. Кроме того, мэру необходимо наладить тесное сотрудничество с Губернатором, так как ни один крупный инвестор не станет вкладывать деньги в городскую экономику, если глава региона не одобрит инвестпроект. Без опоры на Губернатора вообще невозможно вести речь о федеральных инвестициях, поскольку именно он отстаивает в Москве состоятельность каждого серьёзного начинания на территории области.
Я убежден, что первый шаг навстречу бизнесу должна сделать именно администрация города. Мы должны готовить привлекательные бизнес-предложения, и на них наверняка откликнутся как местные предприниматели, так и бизнес-элита Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии. Не секрет, что смоленские бизнесмены проявляют интерес к жилищно-коммунальной сфере, столичные коммерсанты готовы вкладывать деньги в строительство, тепло- и водоснабжение, а белорусские предприниматели совместно с городскими властями могут решить транспортные проблемы Смоленска.
– Какие сферы городского хозяйства наиболее привлекательны для инвесторов? Как привлечь част¬ный бизнес в муниципальную сферу, не нанеся урон городской экономике?
– На сегодняшний день самая перспективная с точки зрения инвестиций – сфера жилищно-коммунальных услуг. Здесь есть экономический потенциал, который способны раскрыть только частные управляющие компании. Наиболее оптимальный вариант привлечения инвестиций – муниципально-частное парт¬нёрство. Оно уже действует в сфере перевозок. Частные «ГАЗели» обслуживают муниципальные маршруты. Справедливости ради стоит отметить, что в нашем городе муниципально-частное партнёрство далеко от совершенства. Администрация совместно с депутатами городского Совета должна создать прозрачные условия для бизнеса, чётко и однозначно определив правила игры.
Начинать надо не с вояжей
– Выступая с разных трибун, Эдуард Качановский не устает повторять, что депутаты горсовета вставляют мэрии палки в колёса, препятствуя решению жизненно важных для Смоленска задач. Насколько обоснованны сетования градоначальника?
– Ещё совсем недавно Эдуард Алексеевич был с депутатами горсовета, что называется, в одной упряжке, резко и безапелляционно отстаивая интересы горожан. В его предвыборной программе содержались смелые, дерзкие планы реформирования местной власти: сокращение чиновничьего аппарата, упразднение инертных районных администраций. После успеха Качановского на выборах депутат¬ский корпус искренне полагал, что между администрацией и горсоветом завяжется конструктивное взаимодействие. Увы, едва Эдуард Алексеевич занял пост мэра, все «революционные» планы легли под сукно, и необходимо пристально присмотреться, чтобы найти отличия в управленческих решениях прежней и новой команды. Создаются новые комитеты и отделы, на которые необходимо дополнительное финансирование. Под предлогом привлечения инвестиций мэр с президентским размахом колесит по стране и миру, расходуя на командировки немалые бюджетные деньги в период кризиса.
Эдуард Алексеевич стал открыто выражать свое недовольство депутатским корпусом, когда речь зашла о тарифах на тепло и горячую воду. Но мы, депутаты, рассматриваем этот вопрос не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Сколько было возможно, горсовет откладывал повышение тарифов для населения, чтобы не возлагать на горожан в период кризиса дополнительной финансовой ноши. В результате почти полгода смоляне платили за коммуналку практически по прошлогодним ценам. Это позволяло избежать роста социальной напряженности.
Не по душе Эдуарду Алексеевичу пришлось также заявление комиссии по законности, регламенту и этике, озвученное Александром Банденковым. Здесь я бы не стал излишне политизировать ситуацию. Горсовет живет не по понятиям, а по закону, и пройти мимо факта совмещения предпринимательской деятельности с постом главы города было никак нельзя. Отрадно, что сразу после заседания комиссии по законности Эдуард Алексеевич прекратил заниматься бизнесом. Ну разве после этого жалобы на то, что депутаты мешают администрации, могут считаться состоятельными? Скорее напротив: горсовет помогает исполнительной власти действовать в рамках правового поля.
- Неконструктивной показалась новому главе города и позиция депутатского корпуса относительно управления акциями, находящимися в муниципальной собственности. Насколько оправданны его опасения?
– На майской сессии горсовета депутаты преодолели вето главы Смоленска и всё-таки утвердили положение, которое передает горсовету полномочия общего собрания акционеров тех акционерных обществ, где все акции находятся в муниципальной собственности. Раньше судьбу бывших МУПов единолично решал мэр. Теперь депутаты разделяют с главой города ответственность за развитие акционированных муниципальных предприятий.
Сейчас много говорят о противодействии коррупции. Убежден: решение депутатов по данному вопросу – серьёзный шаг в этом направлении. Раньше в руках главы города была сосредоточена вся власть по решению столь же важных, сколь и коррупциогенных имущественных вопросов. Теперь принятие решений будет происходить с участием депутатского корпуса, а следовательно, и коррупционных лазеек станет меньше. Наверное, справедливо, что решения, которые касаются каждого горожанина, будут приниматься с участием коллегиального органа, а не одним человеком.
Вёл беседу Леонид КАЯНИДИ