Алексей Мурыгин: что год учебный нам готовит?
Накануне нового учебного года гостем «СГ» стал начальник Департамента по образованию и науке Алексей МУРЫГИН. Разговор в редакции практически совпал с рубежным сроком в 100 дней, отработанным А.С. Мурыгиным в этой должности. По истечении 100 дней принято подводить какие-то итоги… Разумеется, мы не могли не спросить его об этом, однако в основном разговор был устремлён в будущее, в новый 2010-2011 учебный год.Трудно первые 100 дней?
- Алексей Сергеевич, как происходило «врабатывание» в должность? Как вы оцениваете новое место работы?
- Практически весь первый месяц ушёл на знакомство с департаментом и его спецификой. Проблем много – начиная с материально-технического состояния образовательных учреждений и самой структуры департамента. Сеть образовательных учреждений у нас достаточно большая, и она испытывает колоссальное напряжение из-за того, что во времена перестройки и экономического кризиса средств на её содержание выделялось явно недостаточно. А ведь обновлять материально-техническое оснащение и вести систематический ремонт помещений необходимо постоянно.
Одна из стоящих задач – изменение структуры департамента, поскольку действующая – не совсем эффективна. Многие важные и приоритетные направления в ней не отражены вообще, например, нет специалистов, занимающихся непосредственно внедрением информационно-коммуникационных технологий. А ведь область находится в проекте по развитию дистанционного образования детей-инвалидов. Для примера: в этом году мы получаем 32 миллиона рублей на приобретение компьютерной техники для развития системы дистанционного образования… В структуре нет и отдела по работе с подведомственными учреждениями, эти обязанности были размазаны между несколькими отделами.
- Лето – пора ЕГЭ и летней оздоровительной кампании. Как департамент прошёл эти важные этапы?
- По ЕГЭ департамент отработал достаточно хорошо, поскольку замечаний по процедуре проведения экзамена у нас не было. Единственная проблема, с которой мы столкнулись, – это задержка с выдачей аттестатов девятиклассникам. Она была вызвана и тем, что существенно – в разы – подорожали бланки, выпускаемые Гознаком, а заявка не была сделана своевременно.
Наш департамент координирует работу органов местного самоуправления и отвечает за функционирование детских оздоровительных лагерей дневного пребывания – это детские площадки, которые создаются при образовательных учреждениях. Сложность заключается в том, что подготовка школ к новому учебному году ведётся тоже летом, то есть совпадает с оздоровительной кампанией. Поэтому нам приходится совмещать проведение кампании и ремонтных работ, координировать два графика. Можно констатировать, что в течение первой смены мы перевыполнили план на 4%, вторая смена прошла в соответствии с предполагаемыми объёмами работы, а в третью смену мы увеличили количество оздоровлённых детей ещё на 7%. Летние лагеря закрываются, но работа по оздоровлению не заканчивается, поскольку наш департамент курирует работу лагерей и санаториев круглогодичного пребывания.
Здравствуй, школа!
- Наша газета неоднократно писала о финансировании подготовки к новому учебному году, о предоставлении наиболее проблемным районам средств из резервного фонда Администрации области, а также о предоставлении бюджетного кредита. Как сейчас обстоят дела?
- Все мероприятия по дополнительному финансированию процесса подготовки привели к тому, что на сегодняшний день мы идём с опережением графика приёмки школ к новому учебному году. На 23 августа 85% школ уже принято, в 10% школ ещё продолжаются ремонт и устранение выявленных недостатков, 5% пока не предъявлены комиссии – ждут своей очереди согласно графику. Предварительно ситуация выглядит так: Госпожнадзором проблемы выявлены только в четырёх школах в Холм-Жирковском и Гагаринском районах, до 1 сентября они будут решены. Специалистами Роспотребнадзора проверено девять десятых всех школ, из них принято 96,5%. Так что осталась не так уж много, работы ведутся ежедневно. Последний срок приёмки школ после значительного ремонта – 30 августа.
- Будут ли в предстоящем учебном году новации?
- У нас в области с 1 сентября будет проходить апробацию новый государственный стандарт начальной школы. Эксперимент будет проводиться на базе 44 образовательных учреждений в 50 классах, им будут охвачены и Смоленск, и все районы. Новый стандарт носит усиленный воспитательный момент, кроме того, увеличивается объём занятий. Если раньше предусматривалось 25 часов в неделю, то будет 30. В частности, увеличивается время, отведённое физкультуре – больше внимания уделяется оздоровлению.
Ещё одна тенденция, закладываемая в стандарт, – ребёнок уже в начальной школе должен владеть компьютером, уметь им пользоваться. Для школ, участвующих в апробации, мы сейчас закупаем новые учебники, новое учебное оборудование.
Кроме того, и это очень важно, в 2010 году вопросам социальной защиты учителей, обеспечению их социальных гарантий, выплате заработной платы необходимо уделить особое внимание, потому что указом Президента этот год объявлен Годом учителя. В новом учебном году в наши школы придут на работу 8,5 тысячи педагогов. У нас принят большой план мероприятий Года учителя. В частности, в канун Дня учителя мы планируем провести съезд учителей Смоленской области впервые в новейшей истории Смоленщины. Хотим провести его неформально, в виде диалога, заинтересованного разговора, выявить те проблемы, что волнуют педагогическую общественность.
Как идёт реформа?
- Одну проблему мы можем назвать прямо сейчас, не дожидаясь съезда. Нет ясности с обещанной реформой средней школы. Осенью, весной в прессе было много разговоров о том, что три урока в день будут проводиться бесплатно – за счёт государства, все остальные должны оплачиваться дополнительно – из кармана родителей. Потом было известное заявление Президента Дмитрия Медведева: не волнуйтесь, среднее образование в России было и останется бесплатным. Значит, сроки преобразований определены, и постепенная реорганизация должна начаться уже в этом учебном году. Так к чему готовиться родителям?
- Могу повторить слова Президента: среднее образование является государственным и абсолютно бесплатным. Система образования на родитель¬ский кошелёк не покушается. Сегодня мы продолжаем говорить о том, что и начальное, и основное, и среднее образование являются абсолютно бесплатными. В рамках вступающего в силу с 1 января 2011 года федерального закона №83 об автономных казённых и бюджетных учреждениях будет происходить реорганизация, при которой поменяется система финансирования, но она ни в коей мере не повлияет на систему предоставления образовательных услуг потребителям этих услуг. Для них образование останется бесплатным. Финансирование будет осуществляться в рамках субсидирования на выполнение государственного задания.
Да, изменение статуса ожидает все учебные заведения. Однако на жизни сотрудников этих учреждений это никак не скажется, изменится только формулировка в уставе. Сейчас на уровне Администрации области нами создана рабочая группа совместно с Департаментом экономики и Департаментом финансов, которая прорабатывает вопрос, какие учреждения, возможно, станут автономными, какие – бюджетными.
- Пожалуйста, подробнее!
- Уверен: давно назрела необходимость реорганизации института усовершенствования учителей в институт развития образования. Сейчас вышел новый приказ Министерства образования, в котором утверждено новое положение об аттестации. Мы бы хотели, чтобы при институте был создан отдел или сектор, который занимался бы аттестацией. У нас есть региональный центр обработки информации – это центр, который оказывает на платной основе услугу оценки знаний и подготовки к ЕГЭ и отвечает в регионе за проведение самой процедуры ЕГЭ совместно с департаментом, это наше подведомственное учреждение. Мы планируем реорганизовать его в региональный центр оценки качества образования и сделать автономным учреждением, потому что он вполне подходит под такие функции, как и институт развития образования. Рассматривается возможность перевода в автономные учреждений начального и среднего профессионального образования.
Пока вопросов очень много, потому что закон ещё не вполне откомментирован на всех уровнях, прописаны не все тонкости. Есть переходный период, и он определён с 1 января 2011 года по 1 июня 2012-го. За это время мы должны отработать вопросы реорганизации со всеми учреждениями. Но опять же повторюсь: все изменения не повлекут перевод работы учреждений на платную основу.
Оптимизация и эффективность
- На состоявшемся 20 августа заседании президиума Правительства РФ Смоленщина была названа среди регионов, отличающихся низкой эффективностью использования выделяемых средств в образовании и медицине…
- Да, мы стоим перед проблемой, обозначенной Минрегионразвития. Здесь есть вопросы и по отраслевой системе оплаты труда, и по тарифам, по выделению субвенций муниципальным образованиям на содержание образовательных учреждений и выплату учителям заработной платы. Проблем достаточно много, и мы их сейчас прорабатываем в тесном сотрудничестве с отраслевыми профсоюзами.
Министерство не первый раз зачисляет Смоленскую область в «чёрный список» и требует оптимизации сети образовательных учреждений. Оптимизация как раз и вызвана неэффективным использованием средств. Пример: Слободская школа в Монастырщинском районе рассчитана на обучение 190 детей, а сейчас в ней обучаются всего 14 человек: 7 учеников – в начальной, 7 – в основной. На них приходится 15 учителей.
Из 510 школ около 380, или 70%, – малокомплектные сельские школы. В них обучается 15% учеников Смоленщины. Сопоставьте. Большинство школ – малокомплектные. О какой эффективности можно говорить? В качестве примера можно привести и сельскую школу в Велижском районе, где учится всего один ученик, его обучает одна учительница. В этом случае школа не выполняет своей главной роли – социализации ученика. Он ведь должен обучаться в коллективе!
У нас в области принята программа по оптимизации сети образовательных учреждений. В этом году число школ официально сократилось с 517 до 510. Но что подразумевает этот процесс? Многие школы были реорганизованы: они являлись отдельными юридическими лицами, а стали филиалом или вторым зданием другой школы. Школьное здание и профиль деятельности при этом сохраняются.
Когда речь идёт об оптимизации, неизбежно встаёт вопрос: какой политики придерживаться? Мы обсуждали этот вопрос с Губернатором, и он нас поддержал: здесь должен быть абсолютно взвешенный, продуманный подход, должно учитываться мнение жителей, возможность использования школьного автобуса, использование пришкольных интернатов. Мы эту программу будем совершенствовать, используя опыт других регионов, в частности Тамбовской и Калужской областей, где пришкольные интернаты были реорганизованы в так называемые муниципальные школьные гостиницы, которые по сути выполняют функции общежитий.
Перед нами стоит задача создать такую систему образовательных учреждений, чтобы начальная школа находилась в шаговой доступности, непосредственной близости от места проживания детей. А вот в работе средней и старшей школы необходимо предусмотреть возможность детей выезжать к месту учёбы, в том числе проживать в интернате или гостинице, а на выходные возвращаться домой.
А что вузы?
- Перейдём к проблемам высшей школы. Широкий общественный резонанс вызвал проект реорганизации ряда учебных заведений среднего звена с возможным слиянием со Смоленским государственным университетом. В какой стадии сейчас находится развитие этой темы?
- Этот процесс в какой-то степени инициирован Министерством образования, поскольку предлагается передача учреждений среднего профессионального образования, являющихся сейчас федеральными, на уровень субъектов Федерации. Соответственно это потребует выделения из региональных бюджетов тех средств, которые сейчас эти учреждения получают из федерального бюджета. Для дотационной Смоленщины это достаточно большая нагрузка. На уровне министерства нашим СмолГУ прорабатывался вопрос перехода в структуру этого вуза учреждений среднего профессионального образования Смоленска, он практически был решён, однако сейчас ситуация осталась на том же уровне. Ни строительный колледж, ни другие учебные заведения так и не перешли «под крыло» университета.
- Недавно в «СГ» было опубликовано открытое письмо руководителей молодёжных организаций к руководителям вузов с просьбой отказаться от применения так называемой академической пары, продолжающейся полтора часа. Сегодня во многих вузах Смоленска введены полуторачасовые занятия без перерыва, в то время как медицинские и образовательные стандарты предписывают ограничивать продолжительность занятий 45-50 минутами. Как известно, здоровье молодёжи год от года только ухудшается. Почему руководство вузов идёт на сознательное ухудшение условий обучения. Хотелось бы узнать ваше мнение по данной проблеме. По имеющимся у нас данным, в СГУ прошла проверка, и руководство вуза обязали делать 5-минутный перерыв внутри каждой академической пары.
- Наш департамент рассмотрит этот вопрос в рамках взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования. Проблема обозначена, думаю, это письмо мы обсудим в вузовских кругах.
Принципиальным моментом является вот что. Любая образовательная программа, любой режим ведения образовательного процесса обязательно согласуется с Роспотребнадзором. Если такое согласование произошло, то я не вижу ничего страшного в такой новации. Моё личное мнение таково, что эта академическая пара в меньшей степени влияет на здоровье студентов, чем их, скажем так, поведение в неучебное время, чем их нездоровый стиль жизни.
Вопросы от читателей «СГ»
- Средний возраст сельского педагога стремительно приближается к пенсионному. Выпускник педагогического вуза, придя в школу, может рассчитывать в лучшем случае на пять тысяч рублей, что явно недостаточно для жизни. Есть ли какие-то программы по привлечению молодых кадров на село?
- Начнём с того, что в основных наших вузах – СмолГУ, сельскохозяйственной и медицинской академиях – действует система губернаторских стипендий, чтобы поддержать будущих специалистов. Те студенты, которые имеют контракты с главами муниципальных образований, готовыми взять их на работу, получают дополнительную стипендию от Губернатора.
Кроме того, есть программа социальной поддержки учителей, работающих в сельской местности, в виде предоставления бесплатного жилья в рамках областного закона. Им компенсируют затраты на электричество и отопление, оплату жилой площади. Плюс они получают надбавку как работающие в сельской местности – 20% – по программе поддержки, которая принималась Департаментом сельского хозяйства.
- Лето – пора отдыха, каникул, лагерей. Проблема в том, что в последнее время многие лагеря, расположенные в том же Красном Бору, закрылись или были приватизированы, например лагерь «Сокол», бывший многие годы базой для областного педотряда «Крылатый». Уже несколько лет стоит закрытым «Орлёнок», бывший лагерь облоно. Какова судьба этих учреждений? Есть ли попытки предотвратить дальнейшую приватизацию лагерей и вернуть хотя бы часть из них государству?
- Очень хороший вопрос! Из муниципальных «городских» лагерей у нас остались только «Орлёнок» и «Салют», все остальные были приватизированы. Сейчас ведётся работа по возможному выкупу лагерей. Эта задача поставлена Губернатором, и над ней, помимо нашего департамента, работают Департамент по соцразвитию и Департамент имущественных и земельных отношений.
Мы как раз настаивали на том, чтобы в план мероприятий по подготовке и празднованию 1150-летия Смоленска вошли строительство и реконструкция детского оздоровительного лагеря «Орлёнок». Это предложение включено в план мероприятий, и Министерством образования уже выделены деньги на 2011-13 годы на строительство этого детского центра. Он будет состоять из двух баз, «Салют» и «Орлёнок», для него будут возведены новые кирпичные корпуса, он станет круглогодичным. На базе центра будут ежемесячно оздоравливаться до 150 детей и подростков.
Есть бывший «Юный ленинец» – лагерь в этом году ещё функционировал под крылом ООО «Святогор», частной компании, у которой он в аренде, но вопрос прорабатывается таким образом, чтобы в следующем году на его базе создать муниципальный детский лагерь. Мы или присоединим его к «Салюту» и «Орлёнку», создав комплекс, либо сделаем отдельным муниципальным лагерем. Знаю, что в ряде районов также проводится работа по восстановлению летних оздоровительных лагерей.
- Планы работы вашего департамента в рамках подготовки к юбилею-1150?
- Подготовка к празднованию юбилея – одно из приоритетных направлений нашей работы. По линии Департамента образования и науки будет происходить строительство шести объектов – трёх федеральных и трёх городских.
За счёт федеральных средств будет вестись строительство трёх новых корпусов СмолГУ – это спортзал, гостиница и учебный корпус. Сейчас завершаются проектные работы.
Городские объекты – это прогимназия на улице Марины Расковой, «Смоленский зоопарк» и как раз лагерь «Орлёнок».
Гимназии уже выделен земельный участок, проводится аукцион на проведение проектных работ, и мы контролируем эту работу совместно с администрацией города. Строительство образовательно-экологического центра «Смоленский зоопарк» будет вестись, как вы знаете, на базе лесопитомника на Проспекте строителей. Проектные работы завершены, объявляется аукцион на проведение строительно-монтажных работ.
И, конечно же, подготовка к 1150-летию города-героя, 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, 50-летию полёта в космос Юрия Гагарина – большой пласт воспитательной работы. И мы его сейчас поднимаем!
- Мы желаем вам успехов на новом поприще, добра и счастья в новом учебном году! Спасибо за интервью!