Дороги

И работы нашей колорит не поймут пижоны

23 июня 2009 года в 10:06
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию воспоминания в недавнем прошлом вице-губернатора нашей области Юрия Сынкина, молодость которого неразрывно связана с комсомолом и Бюро международного молодёжного туризма «Спутник».
В годы нашей юности практически все стремились вступить в комсомол. Помню, как завидовал комсомольским значкам других, как сам готовился к вступлению в комсомол, как волновался на собрании в классе, на заседании бюро Ярцевского горкома комсомола, где нас представляла Светлана Качурина, секретарь комсомольской организации нашей школы.
Даже не заметил, как захлестнула бурная общественная работа и я стал комсомольским активистом. К 11 классу возглавлял Совет городского клуба старшеклассников, который вел активную и интересную работу. Когда пришел учителем в Быгородскую восьмилетнюю школу, в ней не было комсомольской организации, да и пионерская – тоже не на высоте. К счастью, в этот год вместе со мной в школу пришли работать ещё два учителя-комсомольца Александра Берёзкина и Вячеслав Шелаев, вместе с которыми мы создали первичную комсомольскую организацию.
Конечно же, общественная работа делает жизнь намного интересней, но вместе с тем отнимает и много времени. Поэтому, когда переходил учиться с заочного на дневное отделение в институте, намеревался не участвовать ни в какой общественной работе, больше времени отдавать учебе и заниматься наукой. Но на первой же общеинститутской отчётно-выборной комсомольской конференции меня избрали членом комитета комсомола, секретарём которого стала моя землячка Галина Глебова. И всё пошло, как в школьные годы, только еще интересней. Мне поручили заниматься культурно-массовой работой. Смотры художественной самодеятельности на факультетах и между факультетами, смотры агитбригад, выезды с концертами по сельским клубам (чаще всего это был Демидовский район, так как наш институт над ним шефствовал). Студентам всех вузов города нравились наши институтские вечера, и, конечно же, ребят других вузов привлекали наши девчата. В комитете комсомола встретил свою любовь, и вот мы уже почти сорок лет счастливы вместе. У нас замечательная дочь и два внука, которых любим и балуем. Так что своей счастливой семейной жизнью я также обязан комсомолу.
К моменту окончания института меня пригласили на работу в аппарат обкома ВЛКСМ. 26 июня 1971 года вручили диплом о высшем образовании, а 28 июня уже был утвержден в должности инструктора орготдела. Такому быстрому трудоустройству я был рад, так как необходимо было обеспечивать семью.
Мне вновь повезло. Попал в хороший коллектив. Обком комсомола возглавлял Николай Булдаков – блистательный комсомольский лидер. Вторым секретарем был очень уважаемый и авторитетный Андриан Пивоваров. Секретарями – замечательные люди Раиса Мацкова и Анатолий Кугутин. Орготделом руководила Александра Бологова, заместителем у нее был Володя Крылов. В отделе работали уже очень опытные и авторитетные в областной комсомольской организации люди, которые могли многому научить: Валя Марочкина, Тася Соколова, Валя Калинина. Слава Бовбалан и Саша Кушевский пришли работать в аппарат незадолго до моего прихода.
Меня поразила система взаимоотношений в аппарате обкома. Никакого авторитаризма не было. До сих пор памятен один эпизод начала работы в аппарате обкома комсомола. Прошел примерно месяц с момента моего утверждения. Как-то в обеденный перерыв я остался один в кабинете. Вдруг заходит Андриан Иванович Пивоваров, спокойно садится за соседний с моим стол и начинает со мной беседовать. Он выяснил, как я знаю Устав ВЛКСМ, насколько хорошо владею вопросами структуры построения комсомольских организаций и многими другими вопросами организационной работы. Этот эпизод запал в душу, так как очень ярко продемонстрировал бережное отношение к молодым, начинающим кадрам. Пришел сам, выбрал подходящий момент, когда рядом никого не было, чтобы не ставить меня в неудобное положение, если вдруг в чем-то ошибусь.
Мне поручили осуществлять кураторство первичных комсомольских организаций системы начального профессионального образования. Предстояло наладить взаимоотношения обкома комсомола с областным управлением профтехобразования, которое возглавляли авторитетные, уважаемые, хорошо знающие свое дело люди: М.Д. Макаенков,
В.М. Мешков, А.Н. Верховская.
Обком комсомола стал ежегодно проводить смотр-конкурс на лучшую первичную комсомольскую организацию ПТУ и учредил для этого переходящее Красное знамя обкома ВЛКСМ. Кстати, первой организацией, которая завоевала это знамя, стала первичка Смоленского ГПТУ №4, секретарем которой в то время была Людмила Клочкова. Так мы её для себя «открыли», затем стали привлекать к подготовке и проведению различных мероприятий, а потом приняли на работу в аппарат обкома комсомола.
Обком комсомола совместно с управлением профтехобразования вёл большую и интересную работу. Это и областные конкурсы профессионального мастерства среди учащихся ПТУ по различным профессиям, смотры художественной самодеятельности, спартакиады, различные семинары.
В мае 1972 года меня призвали на военную службу в ряды Советской Армии. Как выяснилось, моего возвращения из армии ожидали не только дома, но и в аппарате обкома комсомола, и в областном управлении профтехобразования. 8 мая 1973 года был уволен в запас. 10 мая прибыл в Смоленск. Только вошёл в дом, еще не успел снять с себя армейскую форму, как раздался телефонный звонок. Это позвонил Анатолий Банденок, второй секретарь обкома, и сказал: «С завтрашнего дня тебя оформляем на работу, а выйти можешь послезавтра, денёк отдохни».
Так я вновь вернулся к системе профтехобразования, с которой мы потом сотрудничали и во время моей работы уже в аппарате обкома КПСС.
Правда, второй мой заход в обкоме комсомола на это направление работы оказался еще короче. Первого февраля 1974 года я был утвержден председателем Бюро международного молодежного туризма «Спутник» обкома комсомола.
Захлестнула новая интересная работа. У меня сложились очень хорошие отношения как в отделах БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ, так и со многими коллегами в различных республиках и областях тогдашнего Советского Союза, что очень хорошо помогало в работе. Путёвки в такие города, как Москва, Ленин¬град, Киев, Рига и другие, распределял центральный «Спутник» и выделял их всегда в ограниченном количестве. Благодаря своим дружеским отношениям, я возил туда целые составы смоленских туристов.
Жизнь «Спутника» насыщена яркими впечатлениями, разными событиями, новыми встречами. Ритм жизни «Спутника» сумасшедший, без праздников и выходных. В эти дни у нас всегда была самая большая работа. Частенько приходилось часиков в пять, а то и раньше, выезжать из дома и только к часу ночи уже следующих суток возвращаться домой. Зачастую выполняли совсем не свою работу, были грузчиками, экспедиторами, уборщиками помещений… Мы с Евгением Тихоновым, он в то время работал в «Спутнике» референтом, частенько сами грузили, развозили по школам, расставляли раскладушки для приёма школьников в дни каникул. Раскладушки брали в институте усовершенствования учителей, матрацы, подушки одеяла и постельное белье - на железной дороге в резерве проводников. Мы не боялись никакой работы и делали всё с душой и большим энтузиазмом.
Начали наращивать объёмы предоставляемых туристских услуг за счёт развития внутрисоюзного туризма. Популярными и эффективными стали «Поезда дружбы» для рабочей и сельской молодёжи. Передовиков производства из числа комсомольцев и молодёжи из всех районов области собирали в Смоленске. Для них готовили особую программу. Их, как правило, принимали в обкоме комсомола, в областных органах исполнительной власти по соответствующим отраслям, обязательно проводился вечер отдыха в одном из лучших залов, и, конечно же, знакомство с музеями и достопримечательностями города Смоленска. Затем для них организовывались туристические поездки по знаменитым городам Совет¬ского Союза. Это, как правило, были Москва, Ленинград, Киев, Рига и другие города.
Увеличивались объемы услуг, и нам вскоре обком комсомола передал свою «Волгу». Теперь мы уже не ходили среди ночи пешком на вокзал, чтобы встречать туристов, приезжающих в Смоленск. А через какое-то время нас вообще отделили на самостоятельный баланс.
В те годы деятельность БММТ «Спутник» была очень важна для молодёжи, а потому и очень востребована. Наибольшим спросом, конечно же, пользовались туристические поездки за границу, особенно в летний период, сезон массовых отпусков. В городе пользовались большой популярностью «Вечера дружбы» с иностранными туристами, пребывающими в Смоленске. У «Спутника» была значительная сеть международных лагерей и центров, в которых, как правило, интересно был организован отдых молодежи. «Спутником» была разработана и осуществлялась очень серьезная программа «Моя Родина – СССР», нацеленная на глубокое познание своей огромной страны, изучение ее истории и культуры, и на этой основе – формирование высоких патриотических чувств у молодых людей.
Одной из мощных форм государственной поддержки была скидка на железнодорожные и авиационные перевозки туристов, осуществляемые по путевкам БММТ «Спутник». Причём 50-процентная скидка на железнодорожные перевозки действовала круглый год, что было очень значимо.
Хочу вспомнить один случай. Вместе с главным редактором областной молодёжной газеты «Смена» Игорем Пузырёвым нам предстояло встретить и обеспечить пребывание в Смоленске группы редакторов прогрессивных молодёжных изданий ФРГ.
В программу пребывания включено посещение музея Великой Отечественной войны. Идет экскурсия по этому музею. И вдруг один из членов делегации повел себя как-то странно. Группа перешла в другой зал, а он остался около одного из стендов. Затем он догнал группу, но вышел из музея с глубоко поникшей головой, в очень плохом настроении. Он ни с кем не общался, был занят какими-то своими мыслями. И только на прощальном ужине попросил слово и произнес тост. Он сказал: «Я хочу, чтобы в Смоленск совершались только такие визиты, с каким прибыл к вам я, и чтобы никогда не повторялись такие визиты, с каким был у вас мой отец». Оказалось, что на одной из фотографий в офицере, позировавшем рядом с повешенным партизаном, он узнал своего отца!..
В нашей работе было много всякого. Был случай, когда мы с Таней Демьяновой и заместителем председателя Ленинградского «Спутника» Ниной Надировой почти на сутки раньше вывезли на Витебский вокзал для отправки в Смоленск более 450 человек. Всю ночь развозили наших туристов по разным базам, выясняя, где какие свободные места есть, по телефону из кабинета начальника линейного отделения милиции Витебского вокзала города Ленинграда.
Даже такие курьёзные случаи, когда надо было принимать мгновенные решения, немедленно соображать, что делать, тоже придавали особый шарм нашей работе. Недаром в самодеятельном гимне «Спутника» поётся: «И работы нашей колорит не поймут пижоны и невежды, пусть эмблема «Спутника» горит, как звезда изменчивой надежды».
Подготовил В. Семенов, заведующий музеем истории молодежного движения при Доме молодёжи (ООО «Союз ДМ»)
Инвестиционная площадка: расклад успеха бизнес
С чего начинается 22 июня

Другие новости по теме