Сохраняя память поколений
С чего же начинается Родина? Для наших дедов она действительно начиналась с отцовской будённовки, затерявшейся в старом шкафу. А для нас – моего поколения и моих детей – символом прошедшей войны, символом героизма и бессмертной славы стала солдатская каска.Я перебираю фотографии, сделанные во время поисковых работ… Бесконечный ряд солдатских касок, найденных вместе с останками павших воинов. Как правило, каски пробиты осколками снарядов или пулями. А вот печальная и торжественная церемония предания земле останков павших – красные гробы, на каждом – каска. Длинный ряд могил на полях Памяти в Вязьме, Ярцеве, Угре, Демидове, Сычёвке… И на каждой могиле – тот же символ воинства времён Великой Отечественной.
…Время безжалостно уносит от нас последних живых участников той великой войны. Тем, кому в 1945-м было всего двадцать, сегодня уже 85. И получается так, что из нынешних поколений ближе всех к войне оказываются поисковики.
Кто они? Ещё четверть века назад такого понятия не существовало. Казалось, что в наше прагматичное время трудно ожидать от молодёжи благородства, бескорыстия и, не будем бояться высоких слов, патриотизма и желания послужить павшим поколениям. А вот же заполыхало по всей России молодёжное движение, не всеми сразу (да и до сих пор) понятое и одобряемое. Тысячи молодых энтузиастов пошли в леса и болота, чтобы отыскать и достойно перезахоронить тех, кого товарищи не смогли предать земле в пылу битвы или при отступлении. Они стали создавать поисковые отряды и называть себя бойцами-поисковиками. У них есть командиры, а во время поиска они разбивают лагерь, в центре которого – штабная палатка, ибо вахтами Памяти руководит штаб – всё, как на фронте…
Более 20 лет существует на Смоленщине поисковое движение. Уже 13 лет действует Смоленский областной центр героико-патриотического воспитания молодёжи quot;Долгquot;, объединяющий 34 поисковых отряда. Ежегодно мы проводим 15-20 поисковых вахт Памяти - районных, областных, международных. К нам приезжают поисковые группы более чем из 20 регионов России и ближнего зарубежья. Только в 2009 году более тысячи молодых людей провели 25 поисковых экспедиций и вахт Памяти, обнаружили останки 2498 погибших воинов и провели 14 захоронений.
За эти годы предано земле почти 25 тысяч останков павших героев, найдены сотни медальонов, сотни семей родственников. Медальоны мы обычно вручаем родным в торжественной обстановке на вечерах Памяти. Иногда прах героев отправляем на их родину. Для нас, привыкших к массовым захоронениям и траурным церемониям, трудно представить, что происходит в далёком селе, где не было военных действий, как там встречают прах погибшего земляка, десятки лет считавшегося пропавшим без вести. Все – от мала до велика – выходят на митинг, сопровождают траурное шествие, несут венки и цветы. Только в мае нечто подобное пережило одно большое село в Алтайском крае, куда мы отвезли останки их земляка, найденные в Гагаринском районе.
Наши павшие не забыты нами. Только в Смоленской области созданы десятки полей Памяти и братских захоронений. В Вяземском районе в прошлом году открыт мемориал памяти воинов Западного и Резервного фронтов quot;Богородицкое полеquot;. На этом поле уже проведено пять захоронений погибших воинов, реставрируется церковь Одигитрии, заложен первый камень нового православного монастыря (как на Бородинском поле). Так что quot;скажут и камень, и крест, где легли во славу мы русского флагаquot;. С них будет начинаться Родина для будущих поколений вязьмичей, смолян, россиян, с поклонения этим святым местам, святым камням и могилам.