ЕГЭ: за и против
С 27 мая выпускники всех школ начали сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ). Впервые эксперимент по проведению ЕГЭ в России состоялся в 2001 году, а с 2009 года экзамен перестал быть экспериментом и стал обязательной формой аттестации во всех школах страны. Но споры и дискуссии по этому поводу не утихают до сих пор. Недостатков и преимуществ у этого способа оценки знаний огромное количество, но какими бы ни были задания, их всё равно придётся решать, и это единственное, с чем согласны все те, кто критикует эту систему сдачи выпускных экзаменов.Одной из самых больших проблем сейчас остаётся проверка так называемой части "С", состоящей из заданий, требующих развёрнутого ответа. Проверяющих части "С" отбирают среди школьных учителей и сотрудников вузов. О том, как происходит подготовка, мы узнали у одного из учителей, который уже не первый год проверяет работы выпускников.
- Как правило, сейчас каждый из нас проверяет работы по ЕГЭ дважды в год: первый раз во время пробного экзамена, а во второй раз уже непосредственно на основном экзамене. Также мы дважды проходим подготовку к проверке, она включает в себя ознакомление с принципами проверки и критериями выставления оценок.
Сейчас больше всего разговоров и нареканий вызывают два экзамена: русский язык и литература. Нужно сказать, что большинство учителей по этим предметам считает, что ЕГЭ по русскому языку придаёт оценке определенную объективность. При традиционном экзамене преподаватели часто "натягивают" оценки, ставя своим ученикам запятые, которых не хватает, чтобы поставить тройку. В свою очередь единый государственный экзамен проверяет знание огромного числа терминов. Также есть часть "С", где выпускник пишет в относительно свободном жанре, однако не всегда эта часть вообще проверяется. В этом плане возникают претензии, скорее, к содержанию ЕГЭ по русскому языку, чем к форме.
Что же касается литературы, то здесь всё больше людей склонны говорить о ЕГЭ отрицательно и категорично. Юноши и девушки, которые готовятся к сдаче экзамена, разбирают все произведения, которые указаны в кодификаторе, но когда они приходят на экзамен, то в КИМах (контрольно-измерительных материалах) видят только два произведения, по которым им нужно ответить на двенадцать вопросов части "В" и на пять вопросов части "С". В этом случае огромную роль играет везение: либо тебе попадёт то, что ты знаешь, или же ты напишешь экзамен на неудовлетворительную оценку.
Что же думают по этому вопросу родители выпускников, которые, заканчивая школу, сдавали экзамены в традиционной форме, а сейчас переживают вместе со своими детьми, но ничем не могут им помочь. Мы поговорили с отцом одного из выпускников смоленской школы и узнали его мнение по поводу ЕГЭ.
- Я контролирую подготовку своего сына к экзамену. Для себя отметил несколько отрицательных моментов единого государственного экзамена: существует множество некорректно составленных вопросов, ЕГЭ разрушительно влияет на преподавание того или иного предмета. Это связано с тем, что дети изучают, скорее, как сдать экзамен, чем сам предмет, и отсутствует доступная для родителей информация по ключевым вопросам, вплоть до того, что мы не знаем, кто отвечает за экспертизу бланков экзаменационных заданий.
Список плюсов и минусов единого государственного экзамена можно продолжить, но самое главное: никто не говорит о глубинных недостатках системы образования. Не мешало бы немного отойти от этой темы и поговорить о том, какие проблемы с образованием существуют в обществе и как эти проблемы можно решить. Если повести разговор именно так, то он приобретёт иной смысл и, возможно, будет найден выход, который всех устроит.
От редакции. На нашем сайте проводится опрос по ЕГЭ, и вы, уважаемые читатели, можете выразить к нему своё отношение (справа, ниже фоторепортажей).