Можно ли любить конструктивно?
quot;Сотрудничество и взаимодействие воспитателей детских домов и школ-интернатов с воспитанниками как условие становления личностиquot; – этой социальной теме был посвящён quot;круглый столquot; в Департаменте образования и науки, прошедший в рамках благотворительной акции quot;Детский КиноМайquot;.Вот уже второй год проходит подобная встреча, где обсуждаются насущные проблемы воспитания в детских домах и интернатах. На ней присутствовали заместитель начальника Департамента по образованию и науке Николай Колпачков, президент благотворительного фонда quot;Детский КиноМайquot; Лидия Евтушенкова, заслуженная артистка РФ Татьяна Яковенко, уполномоченный по правам ребёнка в Смоленской области Наталья Михайлова, менеджер благотворительного фонда quot;Расправь крылья!quot; Игорь Доненко, сотрудники региональной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, преподаватели смоленских вузов, воспитатели и воспитанники детских социальных учреждений области.
– Конечная цель нашего сотрудничества будет достигнута, когда закроется последняя школа-интернат, когда все дети-сироты найдут своё место в обществе, в приёмной семье усыновителей, – такими словами открыл quot;круглый столquot; Николай Колпачков.
Искоренить институт сиротства в ближайшее время маловероятно – за десять лет количество социальных сирот увеличилось в два раза. Институт семьи, по статистике, неуклонно теряет былую мощь: каждый второй брак распадается.
Кто и как научит детдомовца семейному счастью? Каковы проблемы подготовки педагогов для дет¬ских домов? И можно ли мотивировать воспитателя к данной специфической деятельности?.. Эти вопросы вызвали наибольшее обсуждение среди собравшихся.
Интернатские дети по тем или иным причинам были выброшены из семейного круга или вовсе его не имели. Их детство проходит без родительской любви и ласки. Чтобы после выпуска из школ-интернатов детдомовцы могли безболезненно выйти в общее социальное пространство, должен помочь педагог-воспитатель. Как правило, его поддерживает немалая группа специалистов – психологи, дефектологи, социальные работники, но по факту ответственность лежит только на воспитателе, и он один первый год после выпуска своих ребят волнуется за них – все ли устроились в жизни, нашли работу, создали семью... Доцент кафедры психологии Института усовершенствования учителей Наталья Новикова привела статистику по первому году устройства выпускников детдомов и интернатов: из 15 тысяч человек 500 оказываются на скамье подсудимых, три тысячи становятся бомжами, 1,5 тысячи заканчивают самоубийством. quot;Этих детей не смогли встретить в обществеquot;, – говорит Наталья. Она считает, что кинематограф должен способствовать формированию хорошего образа педагога среди детей и самих педагогов, чтобы начинающим было к чему стремиться, чтобы появилась тяга к работе с детьми.
– Должны быть чёткие критерии оценки деятельности педагога школ-интернатов, а также этапы готовности ребёнка к обществу. Так у самих учителей будет уверенность в будущем их воспитанников, и это возможный путь снизить риск печальных цифр.
– Любить ребёнка нужно конструктивно! - резюмировал ведущий quot;круглого столаquot; Павел Соколов, детский врач-невролог Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.
Ещё одна проблема – отсутствие системы подготовки воспитателей детских домов. Ни в одном учреждении профобразования нет даже курсов по обучению работе с детьми-сиротами и их переподготовке. Молодые педагоги часто не справляются с трудностями, уходят – эмоционально выгорают.
Пожалуй, главная мысль встречи прозвучала в словах бывшего выпускника смоленской школы для слабовидящих детей, ныне председателя Ассоциации выпускников школ-интернатов Андрея Капустина:
– Какого бы я хотел себе педагога? Наверное, построже, чем у меня был. К сожалению, приходилось видеть многих ребят, которые знали, что им ничего не будет за пакости, это ещё больше развязывало им руки. А что касается любви, то её одной недостаточно. Прежде всего необходимо уважение. Причём не как жалость, а за конкретные заслуги. Мне помогло то, что я довольно хорошо учился, участвовал в самодеятельности, я чувствовал, что воспитатели меня за это уважают. До сих пор я это ощущаю и в колледже, где учусь. Я доволен полученной в школе базой.