Дороги

Живые Кирилл и Мефодий

21 мая 2010 года в 09:39
24 мая мир отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник неразрывно связан с именами святых Кирилла и Мефодия, подаривших народам Восточной Европы собственную азбуку. Кирилл и Мефодий – славянские первоучители, братья-просветители, святые равноапостольные… Мы привыкли воспринимать их личности настолько хрестоматийно и пасторально, что даже не представляем, кем братья были на самом деле и что происходило в далёкие годы IX века.

Из семьи... военнослужащих
Кирилл стал Кириллом всего за 50 дней до своей кончины, а всю свою жизнь носил имя Константин. Мирское имя Мефодия вообще неизвестно, но учёные предполагают, что его звали Михаил. Они родились и жили в Салониках, ныне Греция, а тогда – Македония (город назывался Солунь). Это была семья военных - их отец Лев служил крупным военачальником, да и самый старший из восьми братьев Мефодий-Михаил состоял на военной службе. Более того, он был даже правителем какого-то славянского княжества.
А самый младший, Константин, всегда был слаб здоровьем, зато с детства обнаруживал необычайный ум, любовь к науке и религиозный энтузиазм. Знал древнеболгарский (славянский) язык. Он рано принял духовный сан, но не стал монахом, а сделался священником. Позже занял пост библиотекаря патриарха – высокая должность по тем временам. Однако его тянуло к отшельничеству: в истории остался эпизод, рассказывающий, что Константин всё-таки предпринял попытку сбежать в монастырь. Друзья отыскали его лишь спустя полгода и уговорили вернуться в Константинополь.

Мирный крестовый поход
Константин вернулся в Византию и стал учителем философии "внутренней и внешней", то есть эллинской (греческой, классической) и христианской. Тут, в столице, он получил прозвище Философ, с которым был известен в христианском мире. Участвовал в диспутах с серьёзными оппонентами на богословские темы. По приглашению соседнего правителя-эмира и распоряжению императора знакомил мусульман с христианской религией.
А Михаил-Мефодий в это время был на Олимпе. Но не в переносном смысле этого слова, а в прямом - на горе находился монастырь. Константин пробыл в нём с братом на протяжении нескольких лет. В 858 году от Рождества Христова поступило распоряжение византийского императора – братьям идти на север, к хазарам, просившим о присылке "учёных мужей". И вот они отправились…
По пути братья сделали важное открытие – обнаружили останки св. Климента Римского – почитаемого папы из первых христианских предстоятелей, ученика апостолов Петра и Павла. Большую часть останков святого папы братья забрали с собой, а спустя годы передали в Рим…
Правитель хазар - каган - принял их радушно и не препятствовал делу распространения христианства среди своих подданных, однако сам не изменил своей вере.

Кирилл не знал кириллицу!
Не хазары, а славяне стали главной паствой братьев. Славяне жили близ хазар и платили им дань. Считается, что посланцы императора уже тогда проповедовали для них.
...Позже они вернулись. Мефодий удалился в монастырь, расположенный в Малой Азии, а Константин обосновался в одном из храмов Константинополя, где был занят планами по обращению в христианство язычников, в те времена многочисленных на Балканах.
В частности, он составлял для них азбуку. Но не кириллицу, как думает подавляющее большинство нынешних россиян, а глаголицу, не получившую распространения. Здесь же Константин начал перевод Библии на древнеболгарский язык.
Впрочем, просвещение славян началось и не с болгар даже, а с мораван. Моравия, ныне часть Чехии, в те времена хоть и считалась номинально христианской, но была церковно не организованной. Да, дремучий край в центре Европы…
Жертвы конкуренции
Моравия встретила братьев широким и благоприятным полем для работы. Около трёх лет они обращали в христианство язычников, утверждали в вере и нравственности уже обращённых, обучали глаголице, переводили на неё богослужебные части Священного Писания и главнейшие церковные установления.
Всем этим, а особенно своей славянской церковной службой они вызвали неудовольствие латинско-немецкого духовенства. До раскола христианства на православие и католичество пройдёт ещё немало лет, но конкуренция западных и восточных церковников уже была налицо. Притом жёсткая конкуренция. В общем, братья решили вернуться на родину, а для закрепления своего дела взять с собой нескольких учеников-мораван. Их предполагалось сделать священниками.

Без пяти минут крах
Константин никогда не отличался крепким здоровьем. Он заболел и, как часто тогда случалось, предчувствуя смерть, принял монашеский постриг. Его нарекли Кириллом. Он скончался 14 февраля 869 года и был похоронен в римской базилике св. Климента. Таким образом, его миссионерская и просветительская деятельность среди славян продолжалась чуть дольше десяти лет.
Мефодий пережил брата на 16 лет. Это были нелёгкие годы – долгие споры о том, можно или нельзя проводить богослужение на славянском языке, привели Мефодия даже в тюрьму. Он отсидел три года, благо в очередной раз поменялась расстановка сил на папском дворе. С 873 по 879 год в жизни Мефодия наступило затишье, а потом опять начались старые распри. В 885 году он, благословляя византийского императора Василия, князя Святополка и народ, умер. Где находится его могила, неизвестно, но современники свидетельствуют, что похоронили Мефодия в большой соборной церкви. Его преемником стал мораванин Горазд.
Со смертью Мефодия "славянское дело" братьев оказалось на грани краха. Ученики Мефодия, мораване, были изгнаны из Моравии или проданы в рабство венецианцам. Народ не оказал им никакой поддержки…

И всё-таки победа!
Миссия Кирилла и Мефодия оказалась проваленной не только в Моравии, но и вообще у западных славян, для которых они так старались. Те в конце концов примкнули к германско-романскому миру, позже стали католиками. Лишь в Чехии было небольшое продолжение. Дальнейшую жизнь дело братьев получило у южных славян, отчасти у хорват, более – у сербов, особенно же у болгар, русских и других восточных народов, которые соединили свои духовные судьбы с Византией и стали затем православными. В этом заслуга учеников Кирилла и Мефодия - спасшихся из Моравии Горазда, Климента, Наума и других.
Католики, наравне с православными, отдают дань памяти братьям-просветителям, так как они неоднократно приезжали в Рим и были радушно встречены и отмечены Папой. Их роль в просвещении славян была отмечена церковью, поэтому Кирилл и Мефодий не только православные, но и католические святые. Младшего, Кирилла, поминают 14 февраля, а старшего, Мефодия, – 6 апреля, обоих же – 11 мая (по юлианскому календарю, иначе говоря, по старому стилю).


День славянской письменности и культуры в Смоленске…
В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия, жители славянских государств будут отмечать Праздник славянской письменности и культуры. Широко отметят праздник и в Смоленске.
В этот же день святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл празднует день своего тезоименитства.

Начало празднования Дня славянской письменности относится к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X XI веках. Самое раннее упоминание празднования 24 мая (11 мая по старому стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как "салунские братья", датируеются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века.
Праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключённых в турецких тюрьмах
В России начало этому празднику было установлено в 1863 году, когда святейший синод принял решение установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 24 (11) мая, в связи с празднованием тысячелетия моравской миссии святых Кирилла и Мефодия.
В период возрождения в нашей стране православных святынь – в 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен праздником славянской культуры и письменности, а 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славян¬ской культуры и письменности. Столицей праздника каждый год становится один из древних городов России. Наш город-герой уже носил такой статус.
Нынче в Смоленске в день праздника епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт в понедельник совершит торжественное богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе. В 11 часов начнётся крестный ход от Соборного холма в центр города, к памятному знаку святых равноапостольных Кирилла и Мефодия у входа в Лопатинский сад.
В понедельник в СмолГУ начинает трёхдневную работу традиционная международная научная конференция "Славянский мир: культура и письменность".
А уже в воскресенье в Гнёздове и Красном Бору пройдёт фольклорно-этнический фестиваль "Славянское братство", посвящённый предстоящему празднику памяти Кирилла и Мефодия. В 11 часов в комплексе "Гнёздовские курганы" состоится театрализованная экскурсия с реконструкцией картин жизни и быта древних славян, а в 13 часов в спорткомплексе "Смена" начнёт работу выставка-продажа мастеров декоративно-прикладного искусства Смоленщины и Беларуси, зазвучит музыка концерта.
Денис Никитас в программе «Я – будущее России»
Шагнуть в огонь

Другие новости по теме