Дороги

Островитяне ярцевской глубинки

10 июня 2009 года в 09:48
Губернатор помог, ДРСУ – нет!
После двух публикаций в нашей газете, казалось, забытая деревушка Чуркино приобрела некоторую известность. Шутка ли, жители смогли достучаться до самого Президента! Более 20 лет сюда не ходят рейсовые автобусы, отказывается ехать «скорая», а после того как несколько лет назад медсестра упала с перевернувшейся повозки и повредила позвоночник, местные жители вовсе остались без медицинской помощи. Вскоре забастовала автолавка Сафоновского райпо, и продукты питания появлялись только благодаря главе поселения Андрею Богданову, на тракторе преодолевавшему непролазный путь в пять километров. Но однажды не прошел и трактор. Зиму и весну 2008-го сидели на сухарях.
После вмешательства Губернатора С.В. Антуфьева деньги на ремонт дороги выделили. СОГУП «Ярцевское ДРСУ», находящемуся в областном подчинении, средств не хватило. Глава поселения забил тревогу: ведь и эти 670 тысяч, выделенные на ремонт, могут оказаться попросту закопанными в землю!.. Печальный прогноз оправдался. Дорога оказалась размытой и вдобавок разбитой лесовозами. Люди опять вернулись в XIX век.
У жителей Чуркина в прошлом году пришлось побывать дважды. По рассказам главы поселения, знала, что доставка продуктов идет с трудом. Осенью еще ходила машина администрации Ярцевского района, пока не застряла. Зимой Андрей Андреевич надевал на гусеницы трактора цепи и пробирался, чуть не по крышу увязая в снегу. Был и очень обидный эпизод. Трактор с продуктами не смог пройти, жители вышли навстречу, прошли пять километров, но преодолеть последние сотни метров не смогли. Так и разошлись, и разъехались, как говорят в народе, не солоно хлебавши.
Что ждёт нас на этот раз, судя по зарядившему дождю, можно было предположить. Загрузив «Ниву» главы поселения продуктами, мы двинулись в путь, от центральной усадьбы до Чуркина – 15 километров. Первые 10 прошли незаметно. Что началось на том самом месте, где в прошлом году проходил ремонт дороги, описать словами трудно... Выходя из машины уже в Чуркине, пришлось наблюдать стрессовую гримасу на лице заведующей магазином, ехавшей в «Ниве» с товаром. Она сказала просто: «Уже и с жизнью попрощалась». Вот тебе и век космических технологий! Надо отдать должное, благодарные жители Чуркина наш подвиг оценили.

А дровишки-то где?
Под проливным дождем коробки быстро перекочевали в старый заброшенный магазинчик. Все 12 граждан-островитян в момент собрались в похожем на сарайчик (но зато под крышей) помещении. Продукты привезли по заказу: хлеб, крупы, макароны, масло и немного конфет. Первое, что бросилось в глаза, это высокие цены. Если в городе подсолнечное масло уже и по сорок рублей можно купить, здесь на бутылке красовался ценник «66 рублей». Как объяснила завмагом, такова наценка райпо. Такое чувство, что селяне у нас – люди суперобеспеченные. Правда, на ценники обрадовавшиеся старушки не смотрели, накладывая в свои мешки побольше хлеба.
К общей радости присоединились и местные собаки, прибежавшие к магазину. Привоз продуктов больше напоминал какой-то праздник без названия. Когда первое оживление спало, жители присели у своих покупок и с удовольствием поведали последние новости. Здесь они тоже есть.
- Вчера, - заговорила на правах старшей 86-летняя баба Катя, - на нас напали заезжие. Ищут по лесу, что с войны осталось. А тут в деревню забрели. В одной хате выбили окна, а там никто не живет, все поумирали. Так они весь дом перевернули. Потом ко мне сунулись. Трое приходили. Я пригрозила, ушли, правда.
Как оказалось, после москов¬ских поисковиков, проводивших в здешних местах Вахту Памяти, нагрянули черные копатели. Откопали, по словам здешних мужчин, пулемёт, немецкое оружие нашли. Напугали старушек стрельбой из ракетниц. Потом приехали духовщинские «поисковики», искали металл в лесу, тоже с добычей уехали (до Духовщинского района отсюда два километра). На соседей чуркинцы в обиде. Мало им металлолома, они еще и лесовозами дорогу разбили! В общем, оккупировали деревню недруги, а милицию вызывать смысла нет – никто сюда не приедет.
- Детка, ты, если будешь писать про нашу жизнь, напомни ещё раз про медсестру, – просили жители. - Что же это такое, отказываются к нам ехать? Нас лечить не надо, так хотя бы посмотрели, посоветовали, какие таблетки покупать. Совсем уж нас из списка живых выкинули! Почтальон вот до нас добирается и на мотоцикле, и пешком через лес.
О том, что чуркинцам всеобщая диспансеризация не грозит, подтвердил и глава поселения. К каким он только медицинским работникам ни обращался, наотрез все ехать отказываются, хотя проезжую дорогу в сухую погоду поймать можно. Ни один городской житель не сможет себе представить, как это в 80 лет без докторов обходиться.
- А вот отгадайте, сколько мне лет? – хитро улыбается Мария Николаевна. - Ну попробуйте! Уже 84 года, а ещё бегаю.
Мария Николаевна осталась совсем одна. Переехав сюда из Духовщинского района, где в родной деревне не осталось ни человека, поселилась рядом с бабой Катей. Старшая подружка скучать не дает. Да и дочь Екатерины Григорьевны что необходимо из Смоленска привезет. Дети родителей навещают, уговаривают переехать. Но менять свою жизнь никто из чуркинцев не хочет. Здесь их родина. Некогда богатый колхоз своими руками поднимали, хоть и обидно наблюдать всеобщий развал, но покидать единственное, что осталось своего, – родной дом – выше сил стариков.
Вместе с продуктами привезли жителям и газеты. В отличие от города здесь продолжают читать. «А как же, мы новостями интересуемся. И про самолёт, упавший в океан, и про кризис знаем». Телевизоры есть далеко не у всех, а вот радио слушать любят. Спасибо хоть это доступно! Информации много, и во¬просов к руководителям всех мастей немало накопилось. Куда, к примеру, ветеранские льготы по оплате за коммунальные услуги делись? Слышали, что должны теперь компенсировать затраты вместо льгот, но пока ничего не получили. А с дровами стариков совсем запутали. Кто-то получил компенсацию в триста рублей, а кто и ничего не получил. Впрочем, сумма эта погоды не сделала.
- Я в этом году на дрова шесть тысяч потратила, - пояснила баба Катя. - Что мне эти триста рублей? Живем в лесу и такие деньги платим за дрова! Как вступили в капитализм, всё под откос покатилось.

Почему умирает Чуркино
Категоричность стариков понять можно. Ещё не так давно в Чуркине 230 человек проживали, а теперь это «малая земля» какая-то, возродить которую практически невозможно. Во всяком случае предпосылок в ближайшем будущем не видно. А как жить дальше? Еще неделя дождей – и до Чуркина можно будет добраться только на вертолёте, а его у главы поселения нет.
- А как думаешь, - спросила напрямую баба Катя, - стоит Медведеву написать? Дочка приедет, хотела Губернатору письмо передать. Может быть, еще и Президента побеспокоить? Неужели за всё, что мы сделали для своей страны, мы не заслужили даже этого?
Баба Катя не успокоилась. Ведь после первого письма Губернатору какие-то деньги появились. «Может, и еще появятся», - рассудила в конце небольшого диспута старушка. Спорить дальше никто не стал, всё же Екатерина Григорьевна старейшина.
И в этот момент все пожалели, что Президент к ним никогда не приедет, потому что возят его туда, где всё хорошо.
Дойдут ли послания жителей Чуркина до властей, неизвестно. Но и эту статью можно считать открытым письмом, под которым подпишутся все 12 островитян.
Поездка получилась: хлеб доставили, живы и здоровы остались, машина цела. Но всё же как-то было печально. Столько лет слышали предупреждения от колхозников, что всё скоро развалится, и не верили в это. А оно свершилось. Вот и Львовское поселение, некогда объявленное банкротом, теперь зона хорошей экологии, без работы и перспектив.
- Нельзя было уничтожать сельхозпредприятие, это и привело к деградации всего поселения, – завершает мои мысли Валерий Ярошевич. - Вот в соседней Капыревщине работают три предприятия – «Заря», фермерское хозяйство и льнозавод, и люди здесь более-менее приспособлены к нормальной жизни. Глава с председателем всегда договорятся нанять трактор на какие-то нужды или помочь населению огороды распахать, а к кому здесь главе обращаться? Он один решает все проблемы. Чтобы сохранить сельское хозяйство, сегодня государство должно вкладывать в него средства, а не просто выделять субсидии. И только тогда здесь будет жить народ, а не поля зарастать деревьями.
На обратном пути невольно за¬крадывалась мысль: а ведь неподалеку отсюда свои лучшие научные труды создал наш великий земляк А.Н. Энгельгардт. Он смог это сделать в условиях политической ссылки. С чем же тогда можно сравнить жизнь жителей отрезанной от цивилизации деревни Чуркино?..
Татьяна РАЙХЛИНА, собкор «Смоленской газеты», депутат Ярцевского райсовета
Виктор Маслов: Общими усилиями сделано очень много
Россия – Родина моя

Другие новости по теме