Дороги

Главные праздники

14 апреля 2010 года в 10:40
Татьяна перед выходом на работу вместе с дочерью Екатериной первыми поздравили маму и бабушку с 90-летием. После объятий и тёплых слов поздравлений повели юбиляршу в другую комнату, где буквально всю стену занимала сделанная ими газета с названием quot;Дорога длиною в 90 летquot;.

- Я как увидела газету, сразу сердце защемило, - говорит Екатерина Семёновна Синайко. – Матери приятно, когда дети хорошо к ней относятся. Я от своих детей видела только добро.
В свой 90-летний юбилей Екатерина Семёновна едва успевала отвечать на телефонные звонки, получать телеграммы от учеников, знакомых, родных и близких. 56 человек поздравили её с юбилеем. А юбилярша совсем не была похожа на 90-летнюю бабушку, которая нуждается в уходе, помощи. Она деятельна, подвижна, обладает уникальной памятью. У Екатерины Семёновны два сына, две дочери, семь внуков и три правнука. Правнучка Виктория живёт в США, но на юбилей прилетела и привезла уникальный подарок – ковёр, на котором вытканы портреты всего многочисленного семейства. И 90-летняя бабуля никого не перепутала, всех назвала по именам.
- Если бы заново жить, то я бы всё равно стала учительницей, - сказала на юбилее Екатерина Семёновна.
Она родилась в 1920 году в деревне Потворовка тогда Стодолищенского, а ныне Починковского района, в многодетной бедной семье. Отец был коммунистом. Когда началась Великая Отечественная война, добровольцем ушёл на фронт. Под Ржевом попал в плен, бежал, вновь сражался на фронте с фашистами. Но в 1942 году его посадили. Его судила тройка и по 58-й статье дала десять лет. На зоне добавили ещё пять. В 1953 году умер Сталин, отец был реабилитирован, восстановлен в партии.
Екатерина до войны успела закончить Шанталовский сельхозтехникум, работала зоотехником, но однажды увидела объявление об открытии в Смоленске десятимесячных курсов по подготовке учителей. Шел 1938-й год, ей было 18 лет, и она впервые приехала в Смоленск. На курсы поступила и прослушала весь курс лекций, участвовала в семинарах, но не удалось получить свидетельство об окончании курсов – вышло постановление об обязательной отработке по специальности выпускников техникумов и вузов. И Екатерина вернулась работать зоотехником.
- А мне очень хотелось быть учителем, - говорит она. – И судьба повернулась ко мне лицом. Педагогов не хватало, а у меня была справка, что я прослушала курс лекций, меня направили преподавать биологию и географию в Дедовскую школу Сафоновского района.
В Шаталово находился военный аэродром, его бомбили, и до Васьково, куда приехала в отпуск, долетали бомбы, осколком её ранило в руку. Жизнь на оккупированной немцами территории была чрезвычайно сложной, но честные люди пытались и в этих условиях бороться с врагом.
- Немцы назначили бургомистром Новикова (имени Синайко не помнит). Он был специально оставлен райкомом партии для организации подполья. Мой брат Иван и я были членами подпольной организации. Я ходила на станцию Васьково считать поезда, идущие на Смоленск, Рославль, пыталась узнать, что в них везут, и обо всём рассказывала брату, а он докладывал дальше. Подполье было разгромлено, брата арестовали и насмерть замучили в Рославльской тюрьме. Выдал их предатель. Но подробности выяснились на суде, который был после войны, на котором я была. Мне хотелось быть полезной в борьбе с немцами, но что я могла сделать после разгрома подполья?
Жители Васьково по приказу старосты должны были дежурить на аэродроме в Шаталово – убирать мусор. Одному из наших пленных немцы разрешали лечить население. Он делал Кате перевязки раны на руке и один раз попросил принести листовку. Листовки сбрасывали наши с самолётов, но немцы расстреливали на месте тех, у кого их обнаруживали. В листовках рассказывалось о положении на фронте. Хоть и страшно было, но листовки она приносила и передавала этому пленному. Лучше узнав молодую девушку, пленный поделился с ней задумкой о побеге, и не один он собирался бежать, а группа в 28 человек. Катя разведала путь до деревни Черепово Хиславич¬ского района, это 15-20 километров от Шаталово. Она же достала карту, пометила, где стоят немецкие посты.
После ареста брата остался пистолет. Катя знала, где он спрятан, через немецкий пост пронесла его и передала военнопленному. Через несколько дней она узнала, что 28 наших смогли бежать из плена. Об их судьбе она ничего бы и не узнала, но в мае 1966 года её вызвали в райком КПСС и дали прочитать письмо Фёдора Савченко, в годы войны начальника санслужбы партизанского отряда имени Чапаева бригады Щорса, который действовал в Белоруссии. Оказалось, что это тот самый военнопленный, которому она помогла в организации побега. Он описывал все события и искал Катю Иванову, чтобы поблагодарить за помощь. К тому времени Катя вышла замуж и носила фамилию Синайко. 8 мая 1966 года письмо бывшего партизана было опубликовано в районной газете. С Фёдором Савченко Екатерина встретилась в 1967 году.
Смоленск был освобождён от фашистов 25 сентября 1943 года, а Васьково на несколько дней раньше. 23 сентября Екатерину вызвали в Стодолищенское НКВД, там знали, что она состояла в подпольной организации, и предложили вступить в партию. Повсеместно на освобождённой Смоленщине открывались школы. Кадров не хватало, и ей предложили стать директором Ворошиловской школы Стодолищенского района.
- Приехала я в Ворошилово, посмотрела на здание школы и подумала: не справлюсь, – рассказывает Екатерина Семёновна. – Пола не было, окна выбиты, печи разобраны, остались только потолок и стены, а 1 января 1944 года должны были начаться занятия. 4 января школа приняла 280 учащихся. Ни у одного ученика не было в семье отца – или погиб смертью храбрых на фронте, или продолжал сражаться с фашистами. Дети писали на старых книгах или на берёзовой коре, чернила делали из свекольного сока, но шли в школу с радостью, и мы, педагоги, работали с подъёмом. Это были прекрасные времена – наши гнали фашистов с родной земли, победа была близка.
В 1945 году она вышла замуж на Григория Яковлевича Синайко, он преподавал трудовое обучение и физкультуру в этой же школе. Несмотря на директорское заботы, семейные хлопоты, Екатерина Семёновна училась заочно в Смоленском педагогическом институте и в 1952 году закончила его. 40 лет Екатерина Семёновна преподавала в Ворошиловской школе. Её не забывают ученики. Она награждена медалями quot;За трудовую доблестьquot;, quot;За доблестный труд в Великой Отечественной войнеquot;, quot;За долголетний добросовестный трудquot;, бронзовой медалью ВДНХ за работу на учебно-опытном участке Ворошиловской школы, в 1975 году ей присвоено звание quot;Отличник народного просвещенияquot;.
14 лет назад умер её муж, но она продолжала жить в деревне Ворошилово, только в прошлом году, перенеся операцию, согласилась приехать в Пригорское к дочери Татьяне.
- Два праздника для меня самые главные – День Победы и День учителя, - говорит Екатерина Семёновна. – И меня с ними всегда поздравляет много людей, не забывают, значит, не напрасно я прожила жизнь.
Деревня Корытовка. Была...
Интеллекту тоже нужна тренировка

Другие новости по теме