Дороги

Авраамий Смоленский – праведник и просветитель

22 марта 2010 года в 11:26
Епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт объявил 2010 год годом Авраамия Смоленского. Это повод вспомнить о выдающейся личности великого святого, которым по праву могут гордиться смоляне. Преподобный Авраамий прославился не только своей праведностью, аскетизмом – это был философ, иконописец, вдохновенный проповедник, просветитель.

Родился будущий святой в благочестивой семье. Он был 13-м ребенком, но единственным вымоленным сыном уже немолодых родителей Симеона и Марии, quot;христолюбиво в законе Господнем живших благолепно и честно. Мать его всяким благочестием украшенаquot;. Отец – приближённый князя – оставил о себе память как о человеке, который quot;имел честь от князя, многими заступлениями в бедах помогал, был милостив и смирен ко всемquot;.
Через некоторое время после совершеннолетия Афанасия (так звали прп. Авраамия до пострига) перешли в иной мир родители, оставив ему наследство. Раздав богатства нуждающимся (святой прославился особенной заботой о вдовах и сиротах), храмам и монастырям, он избрал один из самых трудных путей – подвиг юродства.
Приняв монашество в Селищенском Успения Богородицы монастыре, преподобный посвящал дни трудам по переписке книг, а ночи – молитве. Вскоре достойный инок был назначен начальником монастырского скриптория (центра по переписке книг) и благословлен на принятие священнического сана. Спустя некоторое время он стал духовником обители. Это был поистине добрый пастырь, благоговейный священнослужитель, ежедневно совершавший Божественную литургию. Уже тогда он прославился своими вдохновенными проповедями, за которые многие называли его пророком. К сожалению, труды святого время не пощадило – осталась лишь одна запись его проповеди: quot;Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человекquot;, найденная в XIX веке в библиотеке Волоколамского монастыря. Преподобный Авраамий, рассуждая о предназначении человека, говорит, что он quot;создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться в красивые одежды, а для того, чтобы угодить Богуquot;. Мнение святого о том, что quot;жизнь есть войнаquot;, созвучно высказанным на шесть веков позже словам Ф.М. Достоевского о том, что жизнь – это битва между Богом и диаволом, а поле битвы – сердце человеческое. Для успешного ведения войны, считал преподобный, необходимо оружие, и это оружие – духовное знание.
Высокий авторитет преподобного среди прихожан вызывал зависть, и, чтобы не обострять конфликт, праведник переселился в бедную обитель Честного Креста. Но и туда вскоре стали стекаться смоляне, ищущие духовного совета и утешения. Своей мудростью, благочестием, праведностью, вниманием и щедростью по отношению к нуждающимся в помощи преподобный Авраамий заслужил искреннюю любовь и уважение горожан. Он не просто учил и проповедовал, но и всей своей жизнью доказывал истинность христианского учения.
Основной темой проповедей Авраамия Смоленского был призыв к покаянию. Он много говорил о Страшном Суде, мытарствах, загробной участи грешников и праведников. Это вызывало раздражение, а огромное влияние личности подвижника на горожан – зависть.
Недоброжелатели приложили много усилий, чтобы оклеветать его. Собрав значительную часть жителей города, они требовали расправы над праведником: quot;Иные глаголют заточити, а иные – к стене пригвоздити и зажещи, а другие – потопитиquot;.
Суд над Авраамием состоялся quot;на дворе владычнемquot; в присутствии князя, и в этот день преподобный был оправдан, хотя недоброжелатели пытались настроить против святого народ. Несмотря ни на что противники преподобного Авраамия добились его заточения в Селищенском монастыре.
Вскоре на город обрушился гнев Божий – наступила небывалая засуха. Епископ Игнатий совершил крестный ход вокруг города quot;с честным Крестом, иконою Богородицы и святыми мощамиquot;, но засуха продолжалась. Тогда один из священников напомнил о несправедливо осуждённом Авраамии. Епископ, призвав преподобного, со слезами просил у него прощения. И только тогда, после молитвы святого Авраамия, засуха прекратилась.
Последние годы жизни преподобный Авраамий провёл в основанной на средства епископа обители при церкви Положения риз Богородицы. В этом монастыре, который известен нам как Авраамиевский, праведник предстал перед Богом (около 1219 г.), проведя почти 50 лет в подвигах и молитве.
Во время захватнической войны с поляками в 1609-1611 гг. Смоленск подвергся жестокому разорению, тогда и была утрачена главная святыня монастыря – честные мощи великого угодника Божия, преподобного Авраамия, которые до сих пор так и не обретены церковью. В 70-х годах XIX века установлена рака в память о том, что здесь когда-то почивали нетленные мощи молитвенника за Смоленскую землю.
После революции 1917 г. монастырь был закрыт, а во время Великой Отечественной войны серьёзно пострадал, но в данное время помещения, принадлежавшие монастырю, продолжают возвращать Смоленской епархии – уже возвращён Спасо-Преображенский собор, в котором ведутся восстановительные работы.
Селищенский монастырь находился в районе современного посёлка Богородицкое. Там же пещера, в которой подвизался преподобный, а рядом с пещерой – источник. К сожалению, ежегодная традиция устраивать крестный ход из Успенского кафедрального собора к местам подвигов святого Авраамия в день его памяти, 3 сентября, в наши дни прервалась: современному человеку непросто пройти десять километров (таково расстояние между Смоленском и Богородицким). Люди гораздо более охотно посещают другой источник, находящийся в самом Смоленске, у основания Соборной горы, который народная традиция также связывает с именем преподобного.
Всю жизнь преподобный был гоним, выносил лишения и клевету, но примером для нас, потомков, должны служить его незлобивость, всепрощение и стремление несмотря ни на что послужить Богу и людям. Святым подвижником было совершено много чудес, исцелений, пример его святой жизни преображал людей, пробуждая желание жить праведно, благочестиво.
Призыв святого чаще взывать к своей совести, обращенный к жителям Смоленска XII-XIII веков, не потерял актуальности и в наше время, ибо все меняется, но нравственные основы человеческого общества, отношений между людьми остаются неизменными.
Анна БОЕДОВА, пресс-секретарь отдела православного воспитания и катехизации Смоленской епархии
Обитель князя Ростислава
Экстрим на крышах

Другие новости по теме