Куда летишь ты, птица Гамаюн?..
Владимир Грушенко такой же, как 40 лет назад – 11 марта 1970 года, когда создал детский туристско-краеведческий клуб quot;Гамаюнquot;. Тогда благодаря его стараниям родилась уникальная школа, стены которой заменяет лес, парты трансформировались в палатки, сменка – в резиновые сапоги и лыжи, а уроки здесь проводит сама матушка Природа. Как долго ещё просуществует это лесное государство? Пока нет ответа…Более десятка тысяч выпускников, свыше 40 созданных семей, разновозрастной состав от 5 до 70 лет, отдельная лесная территория площадью 350 кв. км в составе парка quot;Смоленское Поозерьеquot;, единственный в своём роде фольклорно-этнографический маршрут quot;Сказки русского лесаquot;, открыто 53 археологических памятника, включая 25 курганных групп и семь городищ, найдено и перезахоронено 138 останков красноармейцев, создано 145 тематических краеведческих стоянок, собраны этнографическая (более 2500 единиц) и геологическая (около одной тысячи) коллекции – экспонаты, которые не в каждом музее можно увидеть… А сколько изучено и открыто объектов флоры и фауны!..
Компы вместо рюкзаков
– Сегодня всё реже и реже встречаешь молодых людей с походными рюкзаками за плечами. Как вы думаете, Владимир Иванович, что случилось с новым поколением?
– Да, увы, так. Тогда, в 70-е годы, вся страна была в дороге. Уезжали на стройки, в походы, экспедиции. Это всячески поощрялось и поддерживалось властями. Поэтому советские годы для клуба были самым расцветом. Тогда мы отвечали за турподготовку всего города. Устраивали городские слёты (где собиралось до одной тысячи человек), соревнования, семинары и многое другое. Каждые школьные каникулы – экспедиции по родному краю.
Сегодня у современного поколения другая мотивация в жизни. Исчезает романтика, тяга к путешествиям, открытиям. Говорят, раньше жили под прессингом, страхом перед системой. Чушь! Сейчас человек живёт под реальным страхом выживания, страхом не устроиться в жизни. Школы ведут себя антипедагогично: вместо того, чтобы содействовать участию детей в многодневных походах по изучению природы, учителя строят запреты, мол, ребёнок не успевает в школе, двоечник.
– Что же должно быть важным в жизни каждого из нас?
– Память о том мире, откуда мы вышли, о природе, о земле. Современный человек становится частью некой виртуальной городской культуры и в сравнении с прежним традиционным укладом наших предков кажется уже мутантом. Раньше вся жизнь зависела от природного годового цикла, а теперь человек почувствовал себя самодостаточной личностью, вне влияний и традиций, что на практике оказывается абсолютной иллюзией. Перестала быть анекдотом фраза quot;Булки рождаются из ничегоquot;, поля зарастают бурьяном, и современные дети забывают, как появляется хлеб и насколько велика его сила.
– Получается, без знания традиций предков, обрядов и символики не построишь новую жизнь?
– Вся человеческая культура выросла на этом фундаменте. Насколько слаженно происходит контакт с природой, настолько гладко складывается и жизнь человека. Ведь человек – и объект, и продукт природы. Наши предки ни на миг не забывали, где родились, поэтому были мудрее нас с вами. Они, можно сказать, дружили с природой, а кнопочный мир пытается задвинуть её куда подальше. Как только земля, на которой стоят те же компьютеры, перестаёт рождать, конец всякой цивилизации, а люди этого не понимают.
– Ну не поворачивать же реки вспять?!
– Нет, конечно. Это невозможно и наивно. Но ещё глупее забыть свои корни, свои особенности, которые объединяют и придают нашей жизни красоту и завершённость. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что воспитание, лишённое народных корней, бессильно.
Прежде Платона – Параскева-Пятница
– Идея создания клуба изначально была наполнена смыслом вернуть человека к природе, к его корням?
– Конечно, мы с самого начала развивали тему взаимоотношения человека с природой. Французский писатель Веркор говорил, что прежде человек познаёт мир пятью чувствами, а уж потом становится последователем Маркса, Христа, Платона, Магомета и др. А для детей, только начинающих открывать окружающий мир, особенно важно научиться чувствовать природу: самому ощутить холод лютой зимы, походить по болотам, узнать запах леса, увидеть первоцветы… Создавая туристический клуб, мы в первую очередь старались не стать туристами в понятии quot;пикник на обочинеquot;. Мы хотели, чтобы наши дети стали настоящими путешественниками родного края, открывая, преодолевая и преобразуя. Чтобы были не просто созерцателями, но отвечающими за свои поступки, понимающими, как не навредить природе. Мы осуществляем разные направления такой работы: историко-этнографическое, географическое, экологическое и военно-патриотическое.
– Не в каждом туристическом клубе есть свой исследовательский полигон, своя территория, а у вас целая лесная республика quot;Гамаюнияquot;. Как это случилось и какие возможности это даёт в познании мира?
– Идея возникла почти сразу же, ещё в 1974 году, но потом долго выбирали место для этой идеи. Мы хотели уйти подальше от городского многолюдья, найти площадку с разнообразными природными ландшафтами, возможностью подъезда и наличием дома для штаба. 13 лет мы были в поисках. В 1987 году закрылась школа в деревне Рибшево Духовщинского района, и приказом Министерства просвещения её передали нам. Так появилась Детская лесная республика с живописной девственной прилегающей территорией. С 1992 года мы вошли в состав парка quot;Смоленское Поозерьеquot; и теперь активно сотрудничаем. А что это даёт? Возможность комплексного изучения разных природных явлений и объектов (например, несколько лет отслеживать места гнездования чёрного аиста). Также проложены сотни постоянных маршрутов, где мы продолжаем находить что-то новое и преобразовывать открытое. За 23 года сложился круглогодичный народно-календарный цикл работы гамаюнцев – это около 150 полевых походных дней, учебные и исследовательские программы, фольклорно-этнографические праздники: quot;Параскева-Пятницаquot;, quot;Чёрная курицаquot;, quot;Сорокиquot;, quot;Пробуждение медведяquot; и др.
– Вы создали чуть ли не единственный в стране сказочный маршрут. В чём его особенность?
– Впервые маршрут quot;Сказки русского лесаquot; был пройден в 1992 году: 50 километров, около 70 объектов, которые поджидают юного туриста. Среди них и подлинные памятники истории и природы, курганы, святилища, городища, причудливые деревья и камни, и, конечно же, созданные ребятами (меч Святогора, избушка Бабы Яги, богатырская застава и др.). Сказка – это отражение мира наших предков. И для ребят это шанс узнать о нём не через книжки, а практически, совершая те самые древние обряды, праздники, преодолевая трудности в поисках живой воды или Бел-горюч камня Алатырь.
– Как появилось название клуба? Наверняка есть связь с нашим гербом.
– Мало кто знает, что птица Гамаюн – фундаментальный образ всей славянской мифологии. И мы постарались внести и тот смысл, которым наделили образ наши предки. Во-первых, это вещая птица. Во-вторых, птица-дева. Женский образ – это всегда Матерь-Земля, прародительница, роженица, покровительница очага, огня…
– Конечно же, у каждого из ребят с годами складывается своё представление о клубе. А как бы вы сами обозначили концепцию quot;Гамаюнаquot;?
– Особый образ жизни, особая форма познания природы. Это одна большая дружная семья, где всё построено на уважении старших и помощи младшим. Выпуск¬ник клуба умеет и дом построить, и накормить 50 человек, умеет слушать природу и заботиться о ней. Также quot;Гамаюнquot; ¬– преодоление себя, трудностей, взросление, самодисциплина, приобщение к общественной коллективной жизни, личностный рост. Те, кто прошёл школу quot;Гамаюнаquot;, к жизни подготовлены лучше, нежели самодостаточный городской житель.
– Владимир Иванович, в дни юбилея не могу не спросить, каким вам видится будущее клуба и республики?
– Увы, туманно и бесперспективно. И основная проблема в отсутствии преемника. Ни один молодой человек не возьмёт на себя клуб, если не будет уверен в своих перспективах. На ту зарплату, которая его здесь ждёт, он долго не протянет. Наша профессия учителя нынче не в почёте. Оттого сохранение клуба и всей лесной республики quot;Гамаюнииquot; (в составе национального парка), оказывается, мало кому необходимо. А ведь при грамотном вложении и распределении это могла бы быть ещё одна гордость Смоленщины, уникальная этнодеревня, отечественный Диснейленд, открывающий мир исконной русской культуры.
…Печальная судьба постигла нашу русскую деревню, а с ней и всю нашу традиционную культуру. Лишь отдельные энтузиасты по крупицам пытаются донести до новых поколений тот некогда гармоничный союз природы и человека. Десятки тысяч выпускников quot;Гамаюнаquot; и quot;Гамаюнииquot; познали природу не просто как путешественники-географы, но и то, как её постигали наши далёкие предки. Философия природы проста: всё когда-нибудь умрёт, чтобы возродиться в новом.