Небо, парашют, девушка…
В этом году нашему Смоленскому аэроклубу исполняется 75 лет. Здесь подготовлены тысячи спортсменов: лётчиков и парашютистов.В наше нелёгкое время аэроклуб переживает очень серьёзные проблемы: нерабочая взлётно-посадочная полоса, отсутствие самолёта для выброски парашютистов. В общем, самолёты не летают, парашютисты не прыгают. Аэроклуб фактически не работает. Кроме того, проблема кадров. Кто же пойдёт инструктором на мизерную зарплату?
Только такие, как командир парашютного звена Юрий Прокушенков и его жена Ирина, инструктор по парашютизму, мастер спорта.
Мы встретились с Ириной ПРОКУШЕНКОВОЙ в музее Смоленского аэроклуба.
- Ирина Александровна, расскажите немного о парашютизме в Смоленске.
- Когда-то, и до войны, и в послевоенные годы, в воздухе над Смоленском кипела жизнь, - рассказывает Ирина. - Аэроклуб, организованный в 1935 году, не работал только во время боевых действий и во время оккупации. Всё остальное время над аэродромами Смоленск-Южный и Хламово летали учебные самолёты. Парашютизм как массовый вид спорта начал развиваться в городе, когда в аэроклубе в 1970 году была введена программа допризывной подготовки молодёжи. По всей стране стали появляться парашютные кружки, секции. Очень бурно развивался парашютный спорт. Наши спортсмены стали выезжать за рубеж и неизменно занимали призовые места. В те времена команда смоленских парашютистов участвовала в самых различных по масштабам соревнованиях, республиканских и союзных. Ну а совсем недавно, в 2008 году, смоляне были на 1-м этапе Кубка России в Курске, заняли там второе место.
- Кстати, кого больше среди спортсменов-парашютистов, мужчин или женщин?
- Не могу сказать почему, но мне кажется, что поровну, пятьдесят на пятьдесят. И Смоленск не исключение.
- Смоленские парашютистки занимали призовые места на международных соревнованиях?
- Конечно. В своё время на парашютном небосклоне блистали сёстры Виноградовы. Это спортсменки действительно мирового уровня. Например, Елена Виноградова более десяти лет была членом сборной России и СССР, мастер спорта международного класса, участница чемпионатов мира, неоднократно занимала призовые места. Широко известны имена мировых рекордсменок Нины Ивановой и Надежды Пугачёвой.
- А вы сами давно занимаетесь парашютным спортом?
- Мне кажется – всю жизнь. А если серьёзно, то с 1976 года. Про многие человеческие увлечения говорят, что, мол, это образ жизни, диагноз и тому подобное. Так вот, к парашютному спорту это относится в первую очередь. Парашютизм – это действительно диагноз. В последнее время появился термин "экстремальные виды спорта". Занимаются ими "сумасшедшие люди". Всё это в полной мере относится и к парашютизму. Мы все немного "сумасшедшие". Без парашюта нам уже тоскливо. Тоскливо без неба, без набегающего потока, бьющего в лицо... Я принимала участие во многих соревнованиях, в том числе в Венгрии, Германии, Польше. Кстати, в Польше мы заняли второе командное место.Последние три года работаю в нашем аэроклубе как инструктор.
- С какими парашютами пришлось прыгать?
- На мою долю выпал расцвет отечественного парашютного спорта. С середины 70-х годов прыгала на парашютах тяжёлых, неповоротливых. Потом пошли более совершенные: Т-4, УТ-15. Помните, похож на хоккейный шлем? Позднее появились планирующие ПО-9, ПО-16 ("планирующая оболочка". - Прим. авт.). Они давали возможность не только плавно спускаться на землю, но и планировать в точку приземления. Очень легкоуправляемые парашюты. Незабываемые ощущения… Из последних – "Мальва-24", наш, отечественный, Ивановского завода.
- Что такое женщина в парашютном спорте? Тяжело вам этим "экстримом" заниматься?
- Парашютизм – давно уже не мужской вид спорта. Зачастую наблюдаешь такую картину: в самолёте перед прыжком один мужчина – выпускающий, остальные – девушки. Когда на соревнованиях команды чисто мужские и женские, у женских команд результаты выше. Женщины в парашютизме никогда не отставали от мужчин. У нас и места хорошие, и результаты лучше. А на тренировках прыгаем все вместе.
- А физические нагрузки, нервные стрессы женщина сложнее переносит?
- Тут есть свои особенности. Вы заметили, в последнее время женщины, девушки всё активнее занимаются чисто мужскими видами спорта: бокс, штанга, хоккей , футбол. Так вот, в парашютном спорте женщине легче, чем в тех. И с парашютом ей уютнее – тряпочка всё-таки (смеётся)! А если серьёзно, то женщине более, чем мужчине, присущи очень полезные для парашютизма черты характера. Женщины более аккуратны при укладке парашюта, например. Более внимательны (в парашютизме, как и в авиации, нет мелочей). Более пунктуальны. Всё это в парашютизме немаловажно. Кроме того, женщины более выносливы. Я говорю не о физической силе, а именно о выносливости, когда приходится выполнять несколько прыжков в день. А это и прыгать, и парашюты самому укладывать. Мужчины иногда начинают ныть. Женщины более терпеливы. Например, когда приходится ждать подходящей для прыжков погоды.
К сожалению, несмотря на моду, современные экстремальные виды спорта сейчас очень дороги. А парашютизм, как и самолётный спорт, самый дорогой из них. Прыгают сейчас, наверное, только в Москве и Подмосковье – там деньги есть (грустно улыбается). Да и то не так интенсивно, как раньше.
Подобное положение у большинства региональных аэроклубов страны.
- Как сейчас дела в парашютном звене аэроклуба? Смена, молодёжь приходит?
- Два года назад прошли подготовку и выполнили по три прыжка кадеты Смоленского кадетского корпуса. Тридцать человек по три прыжка. Девяносто прыжков. При поддержке комитета по делам молодёжи. С тех пор с прыжками туго. Денег нет. Есть у нас и своя молодёжь. Активно занимаются в парашютном звене Татьяна Бычкова, Елизавета Годунова, Ольга Боровикова, Ольга Ильющенкова.
- Как семья относится к вашему образу жизни?
- А они такие же "сумасшедшие". Муж Юрий командует парашютным звеном в нашем аэроклубе. Сын Алексей тоже парашютист. Имеет более ста прыжков. Так что мы - парашютная семья.