Дороги

Как и зачем пили на войне?

28 мая 2009 года в 08:37
В статье мы приводили мнение ветерана Великой Отечественной А.Н. Горшкова, живущего в Дорогобуже. Учитывая резонанс, вызванный публикацией, мы попросили Анатолия Никифоровича подробнее рассказать об алкоголе на войне. Отметим, что он воевал в миномётном полку с августа 44-го по май 45-го, на фронте отметил свой 21-й день рождения. Прошёл с боями Карпаты, День Победы встретил в Чехословакии. Удостоен медалей «За отвагу» и «За победу над Германией». В свои 85 бывший фронтовик отличается принципиальностью и здравостью суждений. Вот что он рассказал для читателей «Смоленской газеты»:
- По действовавшему распоряжению «наркомовские 100 грамм» выдавали бойцам на передовой только в период с 15 октября по 15 апреля. Один раз в сутки. Это могли быть 100 граммов водки, или 40 граммов спирта, или 150 граммов вина. Получали мы их вечером, а не перед атакой. Привозили их к ужину. У нас в полку этот порядок соблюдался строго – не больше и не меньше положенного на каждого. Я, кстати, свои 100 граммов не пил, отдавал ребятам. Махорку выдавали тоже всем, но если кто не курил, то ежедневно получал вместо махорки дополнительно 40 граммов сахара.
То, что поили людей в атаку, – это ерунда или преувеличение. Я такого не видел, могу только предположить, что могли выпить перед атакой те бойцы, у кого был, предположим, трофейный спирт.
Надо понимать, что в пехоте, где потери могли быть значительными, получалось так, что сегодня они, допустим, подали заявку на завтра на 50 человек – им привезут на всех, а их уже осталось 30 или 40. Такое могло быть, и тогда им доставалось больше граммов, но у нас было строго по норме, потому что наши потери были менее заметными.
Привозили под вечер, чтобы люди к ночи могли согреться. Выпить больше положенного можно было, только договорившись с кем-нибудь: сегодня я выпью твои 100 граммов, завтра – ты мои. Это бывало, но не случалось такого, чтобы перепивались. Посты всегда выставлялись, служба велась, телефонист находился на связи. Реагировали оперативно в любое время, даже ночью. Поступает команда: «По местам, вести огонь!» Не успеют командиры взводов скомандовать, как расчёты уже выскочили к миномётам. Выпить лишнего не могли, дисциплина была железная, обмана и приписок не было.
Заметьте, миномётные формирования обеспечивали прорывы, были грозной наступательной силой, которая и готовила атаки. Однако в рассматриваемый период их никто, как свидетельствует Горшков, перед боем не поил, тем более после 15 апреля, с приходом тепла. Вели огонь только трезвыми. Так что «100 грамм для храбрости» – это не всегда и не везде.
Сергей МУХАНОВ
Залог успешной подготовки
Мат – не наш формат!

Другие новости по теме