Дороги

70 лет творчества: путь преодолений и побед

13 ноября 2009 года в 13:27
Губернатор Смоленщины Сергей Антуфьев выделил юбилярам на праздничную информационно-выставочную деятельность полмиллиона рублей.
В канун 70-летия Смоленской организации Союза художников России по инициативе quot;Смоленской газетыquot; состоялся quot;круглый столquot;, посвящённый юбилею.
В беседе принимали участие председатель Смоленской организации Союза художников России Юрий МЕЛЬКОВ, заслуженные художники России Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА, Вера САМАРИНА, журналисты и искусствоведы. Общение участников затронуло многие аспекты жизни организации.

Союз художников сегодня
Юрий Мельков: - Свой 70-летний юбилей Смоленская организация Союза художников России встречает на пике выставочно-творческой деятельности. За текущий год смоленские мастера участвовали более чем в сорока выставках. Наиболее крупной из них была одиннадцатая Всероссийская художественная, проходившая с 27 января по 15 февраля в Москве, в Центральном Доме художника. Участие в ней – это большое достижение и честь. В выставке принял участие 51 смоленский автор, что является рекордом, и по её результатам можно с уверенностью сказать, что наша региональная организация пользуется большим авторитетом среди художников страны, а это очень важно. Кроме того, с не меньшей ответственностью смоляне открывают и проводят выставки для жителей нашего города, районных центров, организуют их в соседних областях. За текущий год они прошли в Москве, Витебске, Брянске, Вязьме, Демидове, Рославле, Гагарине и других местах.
Сейчас в Смоленской организации Союза художников России состоят 111 человек. Среди них три народных художника – Владимир Ельчанинов, Вячеслав Самарин и Геннадий Намеровский, а также 12 заслуженных. Кроме того, для вступления в организацию рекомендованы ещё семь человек.
Около двух третей её членов являются выпускниками художественно-графического факультета Смоленского педагогического института (ныне СмолГУ). Это основная кузница кадров организации. При этом активное участие в жизни Союза художников даёт возможность преподавателям худграфа оттачивать своё мастерство и оставаться в хорошей творческой форме. Это в очередной раз подтверждается открытием и проведением в стенах родного университета выставки работ преподавателей факультета в рамках юбилейных торжеств под названием quot;Alma materquot;.

Что значит быть членом Союза художников России?
Людмила Ельчанинова: - Существует очень большая разница между тем, когда я вступала в нашу организацию, и тем, как обстоит дело сейчас. Недавно мы принимали в наши ряды молодёжь. Почему она стремится к нам? Я думаю, что основное качество художника – это профессионализм, и членство в Союзе говорит о состоятельности автора как профессионала. И абсолютно неважна в данном случае направленность, в которой работает художник, – он может быть реалистом или абстракционистом, это неважно. В любом случае он нуждается в отзывах коллег по поводу своего творчества. В советское время собирался художественный совет, оценивавший уровень автора. В то время вступление в ряды профессиональных художников давало очень многое: расширение кругозора, поездки на творческие дачи, общение с маститыми художниками со всего СССР и братских стран, получение творческой мастерской и самое главное - настоящей работы, заказов. Художник был востребован. А сейчас, увы, этой поддержки недостаточно, потому что жизнь сама по себе стала сложней. Кто-то перебивается кое-как на свою пенсию, кто-то живёт случайными заказами, поступающими от людей, имеющих деньги, а значит, приходится прислушиваться к их вкусам и предпочтениям. Отсюда и парадокс: по-настоящему профессиональный автор часто невостребован, а непрофессионалы, работающие на заказах состоятельных людей, процветают. Но люди, как показывает практика, всё равно продолжают стремиться в наши ряды, а значит, хотят, несмотря на все проблемы, стать профессионалами в своём деле. Это, безусловно, радует.

Основные трудности и проблемы текущего момента
Людмила Ельчанинова: - Дата в 70 лет, безусловно, весьма серьёзная. И, конечно, хотелось бы встретить её без проблем. А трудности следующие. Союзу явно не хватает большого зала, в котором художники чувствовали бы себя комфортно в XXI веке и могли бы проводить выставки зонального и всероссийского уровня. Являясь членом Общественной палаты, я периодически поднимаю этот вопрос на её заседаниях. На мой взгляд, прекрасным местом для такого помещения был бы скверик между Громовой башней и художественной школой. Даже ничего не надо было бы менять или убирать. Здание отлично поместилось бы в глубине сквера. Другое подходящее место – площадка за СмолГУ. Здание было бы на виду, и из его окон открывалась бы прекрасная панорама на Днепр.

Вера Самарина: - Разумным решением было бы отдать нашей организации здание Дома молодёжи, а для молодых потроить новый - около СмолГУ. Несмотря на достижения нашей организации, наличие трёх народных и 12 заслуженных художников, на мой взгляд, планка требований несколько опустилась. Это хорошо просматривается на примере процедуры вступления в Союз. Для того чтобы к нам попасть, нужно поучаствовать всего в одной или двух серьёзных выставках, даже областного уровня. А ведь на рубеже 60-70-х годов планка искусства у нас была весьма высокой. Как специалист, могу сказать, что раньше была смоленская школа графики – Петров, Скворцов, Соловьёв, позднее – Пресняков. На любой республиканской выставке всегда экспонировался целый раздел смоленских графиков. Это было очень интересно и на высочайшем уровне профессионализма. То же можно сказать и о живописи. Были художники-картинщики. Например, Юрий Иванович Преображенский, который сейчас занимается только педагогической и научной деятельностью, создавал замечательные полотна. Существовала целая группа художников, писавших настоящие, большие картины. Сейчас многие художники вообще не востребованы или зарабатывают случайными заказами. Эта проблема, по моему мнению, острее и серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Если брать общероссийский уровень, то, например, на наше шестидесятилетие, кроме Зураба Церетели, не пришёл практически никто из известных людей. На вернисажи к нам обычно приходят лишь сами художники, а ведь хотелось бы видеть там зрителя. Создаётся такое впечатление, что мы никому не интересны. Ещё очень хотелось бы, чтобы наша юбилейная выставка в quot;Молодостиquot; экспонировалась больше, чем неделю, которую нам выделили.

Творческая ответственность
Юрий Мельков: - Вера Евгеньевна вспоминает те годы, когда у нас в стране был развитой социализм, выставки проводились под патронажем самого государства, торжествовал соцреализм в искусстве, картины писались в одном, на 100 процентов идеологически выдержанном направлении. При этом, несомненно, профессионализм был на очень высоком уровне. Сейчас же нет этой идейной задачи, и художник в рынке, он предоставлен сам себе. Что из этого получится? Я думаю, это неплохо. Другое дело – нет масштабных произведений, например, таких работ, какие писал Вячеслав Самарин. Кто сейчас возьмётся десять лет писать одну огромную картину, тратить средства и время? Никто. Искусство, даже и до советского времени, всегда жило на заказе. И сейчас, если заказчик даёт художнику действительно интересную работу, что очень редко бывает, то это очень хорошо. Это за¬ставляет художника чувствовать себя востребованным, держать на должном уровне своё мастерство.
Хочу также заметить, что, несмотря на все проблемы, планка выставочно-творческой деятельности из года в год поднимается. Это, на мой взгляд, связано с тем, что художник, пусть и не в той мере, как раньше, но востребован. Людям нужна духовность, они в любом случае тянутся к ней, пытаются противопоставить несомненным сложностям нашей сегодняшней жизни душевный комфорт. А искусство, в том числе и изобразительное, играет тут очень важную роль. Люди ведь чувствуют то душевное и доброе, что выражает в своих работах по-настоящему хороший художник. И нужно использовать любую возможность, чтобы выставляться и дарить своё творчество людям, даже не обязательно в специальных выставочных залах и не только в Смоленске, но и в районных городах нашей области. Думаю, даже в работе над небольшими произведениями можно достичь многого. Ведь ценность работы зависит не от её размера, а от того душевного чувства, которое она вызывает при взгляде на неё. При этом, конечно, главное – это профессионализм. Я верю в то, что люди всё равно будут тянуться к истинному искусству. Ведь культура, несмотря на сложности, продолжает жить.
Вера Самарина: - Я иногда провожу параллели с телевидением, литературой. В литературе мы читаем Дарью Донцову или ещё что-нибудь подобное, по телевизору мы смотрим сериалы, то есть приобщаемся к некому quot;успокаивающему искусствуquot;. Оно действительно будет востребовано и останется одинаковым во все времена.
Художественным советом для автора зачастую, к сожалению, является его заказчик. А ведь заказать он может такое, что и сказать стыдно. Что касается ответственности, то утверждаю, что мы продолжим работать, мы не можем без этого.

Людмила Ельчанинова: - Я вообще человек оптимистичный, но почему-то не могу в таком ключе сказать о том, что сейчас происходит. В 60-е наша организация была на пике своего взлёта. И надо просто попытаться пережить те сложности, которые происходят в стране в целом и в среде художников в частности. За себя могу точно сказать, что я работаю, хотя сейчас абсолютно нет заказов и в мастерской полно невостребованных работ.

Смоленску скоро – 1150 лет
Юрий Мельков: - В преддверии юбилея хотелось бы иметь культурно-выставочный центр имени Марии Клавдиевны Тенишевой, где можно будет приобщиться к искусству во всех его общепринятых формах – и на концерт сходить, и выставку посетить. Известный московский архитектор Юрий Гнедовский строит концертный центр в Ярославле, а о Смоленске он сказал, что здесь тоже можно построить подобное сооружение, нужна площадь в 15 тысяч квадратных метров и около миллиарда рублей.
Кроме того, мы предложили задействовать наши крепостные башни с целью создания нескольких музеев, посвящённых истории нашей земли и города, начиная со Смутного времени и до сегодняшних дней. Наш Союз художников готов принять участие в создании этих музеев, была бы только воля властей на это.
Хочу также добавить, что мы всегда готовы к проведению пленэров в исторических местах нашей Смоленщины. Дайте нам возможность поездить месяц-другой по местам, связанным с событиями Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны, пообщаться с художниками из других областей и регионов – и город, наряду с уже имеющимся, получит бесценный материал для проведения праздничных выставок исторической направленности. Ведь у нашей организации имеется огромнейший опыт и творческий потенциал, есть настоящие мастера своего дела.

Как идёт подготовка к юбилею?
Юрий Мельков: - Более двух лет назад мы начали подготовку юбилейного альбома о смоленских художниках. Создан был технологический макет. Проект этот в начале года стоил около полутора миллионов рублей, теперь уже почти два. Ждём денег. Радует то, что отказа всё-таки нет и когда-нибудь появятся средства, чтобы его издать.
К юбилею мы выпускаем каталог четырёх приуроченных к нему выставок. Будут также выпущены сувенирные значки, ручки, сумки, пригласительные билеты, свидетельства, дипломы. Львиная доля выделенных нам Администрацией области средств пойдёт на работу в зале quot;Молодостьquot;. Там развернётся экспозиция под названием quot;Искусство ХХI векаquot; - наиболее весомая и по количеству произведений, и по количеству авторов (125 человек). Выставка эта призвана дать ответы на вопросы о состоянии современного художественного искусства в Смоленске, как оно развивается, нужны ли мы смоленскому зрителю, понимает ли он нас. В залах Дома художника пройдёт выставка-ретроспектива quot;Искусство ХХ векаquot;, в Детской художественной школе им. М.К. Тенишевой – показ детских работ под названием quot;Я – художникquot;, а в стенах СмолГУ, как уже говорилось ранее, - выставка работ преподавателей художественно-графического факультета quot;Alma materquot;.
Преемственность поколений и критерии оценок

Людмила Ельчанинова: - Я думаю, что у нас существует некое ядро, на котором зиждется вся организация. Молодёжь, безусловно, прислушивается к мнению и советам старшего поколения. При этом нет какого-то ненужного чинопочитания. У нас демократия, тем не менее предпочтение в спорных вопросах всегда отдаётся мнению более опытных художников. Другими словами, в нашей организации существует преемственность.

Юрий Мельков: - Я считаю, что самое главное – это когда художник сам для себя является выставкомом, самым главным и самым требовательным. Если он способен трезво оценивать своё творчество, видеть свои достоинства и недостатки, при этом прислушиваясь к мнению коллег, то это идеальный вариант. Именно эти качества мы должны стараться воспитать в нашей творческой молодёжи. Поэтому очень важным делом занимаются преподаватели детских художественных школ и преподаватели художественно-графических факультетов учебных заведений всех уровней.

Итак, ещё раз напомним о большой значимости такого юбилея для наших художников, это их профессиональный праздник. Пожелаем им всегда творить, несмотря ни на что, каждому по-прежнему оставаться неповторимым и узнаваемым и держать свой уровень, свою марку, помогая молодым стать лучше. Удачи вам, дорогие художники, спасибо за ваше творчество и примите искренние поздравления от всей редакции quot;Смоленской газетыquot;
с наступающим праздником. Вашим праздником!
Девятнадцать камней пепел стучит в сердца
Во всём правы?

Другие новости по теме