Последние ученики деревенской школы
Не зря говорят: школа – как одна семья. Для маленького деревенского учебного заведения это абсолютно справедливо. Здесь всё устроено как-то по-домашнему: меньше казёнщины и строгости, больше тепла и доброты. Это подтвердит любой, кто учился или работал в малокомплектной школе.День начинается с обсуждения деревенских новостей и вопросов:
- Витя, как твоя рука – ещё болит?
- Юля, бабушка приехала?
- Петя, папа с мамой помирились?
- Картошку начали копать?
Каждый ребёнок (и каждый взрослый) не то что на виду, а как под увеличительным стеклом. Плохое настроение и семейные неурядицы не скроешь: заметят, расспросят, посочувствуют, подскажут, как лучше поступить. И становится легче…
Идёт урок русского языка. В классе лицом к лицу двое: учительница и ученик.
- Давай-ка с тобой вот это упражнение напишем, – с энтузиазмом предлагает учительница. – Оно интересное, но довольно сложное. Не бойся, я тебе помогу.
- Ой, мамочки, – причитает ученик, – ой, родненькие! А можно, я дома упражнение напишу? Не бойтесь, я справлюсь… А сейчас вы мне лучше какую-нибудь историю расскажите.
Ещё эпизод из школьной жизни. Зима, на улице трескучий мороз. В классе тепло и уютно, вытоплена печь, окна – в замысловатых узорах. Идёт объяснение нового материала, дети внимательно слушают. Кто-то стучит в дверь. Это техничка, старенькая Мария Ивановна:
- Можно, я у вас погреюсь? Замёрзла – сил нету.
Она садится возле печки на табурет и сидит тихонько, прижав ладони к тёплому печному боку. Иногда дремлет, а иной раз вмешивается в рассказ учителя:
- А вот когда я в молодости работала в Одессе на сахарном заводе, был такой случай…
Ни детям, ни учителю ситуация не кажется комичной: quot;бабу Манюquot; все любят и к её чудачествам относятся снисходительно. Не пустить её в класс невозможно – коридор в школе не отапливается. А если идёт урок пения, Мария Ивановна с удовольствием поёт вместе со всеми. Слова всех песен, которые поют в школе, она давно выучила. И опять же иногда предлагает:
- Давайте я спою, как в нашей деревне пели!
А однажды был такой quot;непедагогичныйquot; момент. Буйствовал май, берёзы за окнами школы покрылись молодой листвой. Усидеть в классах было трудно, все взоры обращены на улицу – туда, где цвели яблони в школьном саду, а на лужайке перед школой уже появился щавель. И вдруг прямо во время урока раздался крик: quot;Смотрите, смотрите – что это за птица?quot;
Вся школа – от мала до велика – бросилась к окнам. Не устоял даже директор.
- Да это же удод, – определил он. И несколько минут все любовались необычным обликом удода. А в другой раз заметили поползня и опять наблюдали за ним всей школой, а он, словно напоказ, сновал туда-сюда по толстой берёзе.
На большой перемене пили чай. В хорошие времена – с пряниками или сухарями, в плохие – с чёрным хлебом. И что бы ни давали к чаю, Ромка обязательно заворачивал кусочек в бумажку и клал в карман. Никто ни о чём не спрашивал, все знали: это гостинец для бабушки.
В сентябре лакомились яблоками из школьного сада. Антоновку заготавливали на зиму – осторожно складывали в ящики. Работали всегда дружно и сообща, взрослые и дети: хоть дровник складывать, хоть картошку сажать или капусту поливать.
Атмосфера в маленькой школе совершенно особенная – трогательная и грустная, какая-то щемящая. А знаете почему? Потому что все понимают: эти ученики – последние, больше в деревне детей нет, а значит, дни школы сочтены. И в ней витает дух скорого расставания, который не исчезает даже в самые весёлые и счастливые минуты.