
Салават Усманов: Динамика работ положительная
С 2019 по 2024 год в Смоленской области реализовывались мероприятия национального проекта «Безопасные качественные дороги», который за это время не раз изменился, включив в себя новые направления работы. О том, что удалось сделать за прошедшие шесть лет в нашем регионе, о самых важных объектах нацпроекта и технологиях, а также о людях, которые ремонтируют дороги, мы поговорили с министром транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области Салаватом УСМАНОВЫМ.
2019–2024 годы: основные показатели
– Салават Фаридович, если подводить итоги национального проекта «Безопасные качественные дороги» за период 2019 – 2024 годов, каковы его результаты с точки зрения протяжённости отремонтированных дорог и искусственных сооружений и объёма финансовых средств, направленных на ремонты?
– Темпы и объёмы работ существенно выросли. Так, на 2019 год пришлось 17 объектов и 100,7 километра отремонтированных региональных дорог, в то время как в 2024 году ремонт коснулся 40 объектов, что составило около 274 километров дорог Смоленской области. Ремонт искусственных сооружений в рамках нацпроекта начался в нашем регионе только в 2022 году, всего же за 2022–2024 годы было отремонтировано 25 таких объектов.
Касаемо финансирования стоит уточнить, что стартовая сумма нацпроекта в 2019 году составила 1 миллиард 231 миллион рублей, а на завершающий 2024 год было выделено 5 миллиардов 342 миллиона рублей.
– Какова динамика работ по национальному проекту – с 2019 по 2024 год? Были ли годы, которые можно назвать рекордными?
– Динамика достаточно положительная. Если говорить про ремонт региональных и межмуниципальных дорог, то рекордным стал 2023 год, когда было отремонтировано 48 объектов, что составило около 350 километров. Что касается города Смоленска, то рекордных 25 объектов было приведено в нормативное состояние в 2021 году, что составило 24 километра.
– Какие объекты нацпроекта за шесть лет, на ваш взгляд, можно назвать самыми крупными по объёму работ и финансов, значимыми с точки зрения комфорта и скорости передвижения по области, а также доступности социальных и туристических объектов?
– При составлении перечня ремонтируемых дорог мы всегда стараемся в первую очередь учитывать наиболее важные и социально значимые объекты. За шесть лет было отремонтировано огромное количество таких дорог.
Здесь, конечно, стоит отметить ремонт дороги Смоленск – Вязьма – Зубцов, которая является участком Старой Смоленской дороги.
Примером наиболее крупного участка является автомобильная дорога Ольша – Велиж – Усвяты – Невель. В нормативное состояние было приведено 106 километров данной дороги! И это очень крупный показатель.
Смоленщина славится многими выдающимися людьми, поэтому был отремонтирован ряд туристических объектов, ведущих к усадьбам. Это дороги, ведущие к музею-заповеднику «Хмелита», музею-усадьбе Новоспасское, к музею-усадьбе Твардовского и другие.
О людях, технологиях и планах
– В последние два года на объектах нацпроекта применяется новая марка асфальтобетонного покрытия. Специалисты и простые автомобилисты уже оценили её надёжность? Как долго она прослужит?
– В 2024 году на всех региональных и межмуниципальных дорогах, ремонтируемых в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», использовались асфальтобетонные смеси, спроектированные по новым ГОСТам (ГОСТ Р 58406.1-2020 и ГОСТ Р 58406.2-2020), введённым в действие с 1 июня 2024 года. Новые ГОСТы фокусируются на долговечности покрытия, обеспечивая улучшенные эксплуатационные характеристики даже при интенсивной нагрузке. Повышены требования к износостойкости, что особенно важно для дорог с высокой интенсивностью движения. Новые стандарты подразумевают применение модифицированных битумов и улучшенных добавок для увеличения эластичности покрытия и его устойчивости к температурным перепадам.
Например, асфальтобетонная смесь А16 ВН – её технические характеристики спроектированы с учётом конкретных климатических условий Смоленской области и интенсивности дорожного движения на дороге. Всё это направлено на улучшение эксплуатационных характеристик смесей, на увеличение межремонтных сроков, так как этот материал более устойчив к образованию колейности, стираемости покрытия, отличается высокой прочностью и устойчивостью к деформациям, а также образованию ямочности и выбоин. Гарантийные обязательства на объектах действуют пять лет. В дальнейшем на всех объектах национального проекта будут использоваться асфальтобетонные смеси, спроектированные по новым ГОСТам.
– Стартовали новые нацпроекты, в том числе и по ремонту дорог. Что предстоит сделать в его рамках, например, в 2025 году и чего ждать смолянам в принципе? Как будут меняться дороги региона?
– Будем и дальше улучшать дорожную сеть Смоленской области, но уже в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». Он будет направлен на приведение в нормативное состояние дорог регионального и межмуниципального значения. При составлении перечня объектов, подлежащих выполнению за счёт средств нового нацпроекта, особое внимание уделяется территориальной расположенности относительно опорных населённых пунктов. И, конечно, будут продолжены работы на переходящих объектах.
– Салават Фаридович, в социальных сетях министерства транспорта и подведомственной организации «Смоленскавтодор» регулярно рассказывают о сотрудниках предприятия. Как появилась идея этой рубрики и насколько она важна, на ваш взгляд?
– Мы считаем своим долгом информировать население о нашей деятельности, постоянно работаем над улучшением информационного пространства. Конечно, стараемся учитывать интересы нашей аудитории. Наличие различных рубрик позволяет повысить вовлечённость.
Наши сотрудники также следят за информацией. Мы стали задумываться о том, что правильным решением будет рассказывать не только о результатах работы, но и о тех, чьими усилиями это сделано. Особенно когда у нас так много сотрудников с большим опытом работы, которыми действительно можно гордиться. Они – профессионалы своего дела и не должны оставаться незамеченными!
Сергей АЛЕКСЕЕВ
Фото: министерство транспорта и дорожного хозяйства, СОГБУ «Смоленскавтодор»