Дороги

Как учить истории?

12 октября 2009 года в 16:03
Президент России Дмитрий Медведев поручил министру образования и науки внимательнее отслеживать качество школьных пособий, особенно по истории Великой Отечественной войны, поскольку в них много ошибок и неверных формулировок. Он даже привёл примеры тренировочных заданий по подготовке к ЕГЭ. Для ответа на вопрос, какие изменения произошли в Красной Армии в годы войны, даются такие варианты: введены погоны; введена должность полевого священника; сформирована специальная служба для выкупа пленных у противника. quot;Если и дальше готовить школьников по таким учебникам, представляете, какие у них будут знания о периоде войны?quot; – возмутился Президент.
В советские времена все мы учились по единым учебникам, не было альтернативы, материал подавался идеологически однобоко. Но плюрализм последних 15 лет к добру не привёл. Авторы учебников по истории как будто состязались в том, как бы побольше оплевать историю России и, в частности, ход Великой Отечественной войны. Новая система экспертизы учебников, конечно, отсеяла ряд авторов, но проблемы остаются.
О качестве обществоведческой подготовки обучающихся и шла речь на заседании коллегии Департамента Смоленской области по образованию и науке. В нём приняли участие руководители муниципальных органов управления образованием, специалисты методических служб, учителя истории, преподаватели высших учебных заведений.
К заседанию коллегии была организована выставка учебной литературы, к которой все с интересом отнеслись. Начальник Департамента Людмила Малютенко в своём вступительном слове задала тон всему разговору о том, как преподавать историю - предмет, который формирует личность, гражданскую позицию, осознанное понимание истории государства российского.
В школах Смоленщины преподавание обществоведческих дисциплин идёт в основном по учебникам издательств quot;Просвещениеquot;, quot;Русское словоquot;, которые обеспечивают преемственность в изучении предметов. Но в данном случае важна роль педагога, преподавать историю могут люди высокой философской культуры, которые испытывают постоянный интерес ко всему новому. В нашей области 22% учителей имеют высшую категорию, более 41% – первую категорию. Но в отдалённых районах области нет учителей с высшей категорией, и на заседании коллегии говорили о создании условий для повышения квалификации педагогов из глубинки, а также привлечении молодых учителей в школу. За последние пять лет 28 студентов университета обучались по целевым программам, а в школы пришли работать только пятеро.
Учитель истории и обществознания педагогического лицея-интерната имени Кирилла и Мефодия Сергей Жойкин сказал, что остро ощущается отсутствие системных координат, методологии для учителей. В интерпретации исторических процессов масса мнений, не всегда научных. Он считает, что нужно ввести предмет quot;Историяquot;, отказавшись от quot;Всеобщей историиquot; и quot;Истории Россииquot;, создавать новые учебники. Можно быть образованным человеком, не зная многих наук, но нельзя быть таковым, не зная истории.
Ассистент кафедры истории России СмолГУ Владимир Богданов говорил о недостаточной обществоведческой подготовке выпускников школ. А как она будет достаточной, если учитель в буквальном смысле должен гнать материал, чтобы уложить огромный объём информации в отведённые часы? Дети хотят дискуссий, споров, разделения на противоборствующие команды в отстаивании той или иной точки зрения на исторические события. Но на это у педагогов нет времени.
Раздавались голоса, что можно работать без учебника, ведь главное не по кочкам пройти весь материал, а воспитать личность.
На заседании коллегии обсуждали также вопрос quot;Об обеспечении учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессеquot;. Из областного бюджета выделяются деньги на закупку учебников для школ. Возможно, средств пока выделяется недостаточно, но ежегодно закупается более сотни тысяч экземпляров. Один учебник на четыре года, т.е. передаётся от старших младшим, как было и в советской школе. Необходимое количество - 240 тысяч экземпляров - пока приобрести не получается. Но проблема ещё и в том, что бюджетные деньги тратятся на ненужные учебники, которые потом мёртвым грузом лежат в школьных библиотеках. Поэтому коллегия приняла решение усилить контроль за формированием потребности в учебной литературе в образовательных учреждениях. Большое внимание уделено вопросу качества обществоведческой подготовки обучающихся и обозначены пути по улучшению преподавания истории, обществоведения.
Краповые береты – лучшим из лучших
Сталинизм в подробностях

Другие новости по теме