ЕГЭ тревоги нашей
В середине апреля в Смоленском государственном университете состоялась научно-методическая конференция под названием «Аттестация учащихся в условиях современной модели общего образования: проблемы и технологии подготовки».Педагоги обсудили актуальные проблемы организации учебного процесса в школе: на какие подходы к обучению школьников работе с текстом следует обратить внимание учителей русского языка; как организовать подготовку учеников к выполнению тестовых заданий с максимальной эффективностью; что значит психологически подготовить выпускников к экзамену? Участниками конференции стали учителя школ Смоленска, Ярцева и Ярцевского района, руководители органов управления образованием и образовательных учреждений, преподаватели СмолГУ.
Вуз и школа: что общего в подходах к проблеме?
Для начала отметим, что конференция стала своеобразным итогом работы курсов повышения квалификации учителей области. Программа курсов была призвана помочь учителям подготовить школьников к итоговой аттестации, в том числе и в форме ЕГЭ.
Так как львиная доля заданий единого экзамена – это именно тесты, одним из основных направлений работы курсов стало формирование тестологической культуры педагогов и учеников. Кроме того, учителя определяли методы и подходы к обучению школьников работе с текстом. Проблемы именно в этой области наметились по итогам анализа результатов ЕГЭ по русскому языку за последние пять лет.
– Особенность наших курсов в том, что они создавались на основе проблем, существующих в определённой школе и у конкретных учителей, – поясняет руководитель программы, начальник отдела развития образования СмолГУ, доцент, кандидат педагогических наук Галина ГЛЕБОВА. – Мы учли и уровень профессиональной подготовки педагогов, и особенности учеников – участников проекта. Таким образом, мы смогли разработать индивидуальный учебный план для каждого из слушателей.
Результатом обучения на курсах стали проекты, которые учителя создали для решения той или иной актуальной проблемы. Основываясь на изученной теории, педагоги сами разработали тесты и разноуровневые тексты, которые могут быть представлены на экзаменах по различным предметами. Стоит отметить, что подобные наработки будут полезны и для самого учителя, и для школы в целом.
Осторожно: стресс!
На конференции обсуждались и другие важные вопросы: насколько дети эмоционально готовы к сдаче экзамена, с какими психологическими трудностями встречаются выпускники, как эффективнее организовать психологическую подготовку учеников к итоговым испытаниям?
– Для успешной сдачи экзамена чрезвычайно важен правильный психологический настрой, – считает доцент, кандидат психологических наук Ксения КУЗЬМИНА. – В столь стрессовой ситуации особенно трудно тревожным детям. Замечу, что в наши дни проблема тревожности обострилась из-за колоссальной информационной нагрузки. На развивающуюся психику ребёнка влияют и объём, и содержание информации, и формы её подачи, и интенсивность. Естественно, это сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Результаты стремительного развития информационного общества таковы: если раньше тревожность считалась особенностью отдельной личности, то сегодня она приобретает массовый характер.
Именно поэтому сегодня так важно организовать психологическое сопровождение школьников, в том числе при подготовке к экзаменам. Ведь, чего греха таить, полноценная психологическая служба сегодня есть только в крупных городских школах. Следовательно, учитель-предметник должен быть подкован и в области психологии. Участники конференции сошлись во мнении, что оптимальный способ решения этой задачи – взаимодействие учителя и специалиста-преподавателя вуза.
Итоги
– Подводить окончательные итоги совместной работы специалистов университета и учителей школ пока рано, – считает Галина Глебова. – Конечно, нельзя утверждать, что все выпускники школ-партнёров сдадут ЕГЭ с наилучшими результатами. Но каждый из учителей стал глубже понимать ту или иную проблему, увидел пути её решения, повысил планку качества в преподавании своего предмета. И главное – идеи, подходы и методики, представленные педагогами на конференции, могут быть широко использованы в работе учителей-предметников.
По словам Галины Фёдоровны, сформировавшийся опыт деятельности педагогов школы и вуза может быть интересен школам региона как в научном, так и в практическом плане.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Доктор филологических наук, доцент Вера КАРТАВЕНКО:
– Высокая степень тревожности во время написания ЕГЭ по русскому языку вызвана и тем, что многим выпускникам трудно справиться с последним заданием – то есть написать сочинение. Каждый год мы проверяем работы школьников со всей области, и я могу сделать вывод: ребята теряются, когда им нужно в сочинении привести конкретные аргументы в защиту своего мнения. А вызвано это тем, что многие дети катастрофически мало читают. Не зная ярких примеров из художественной литературы, выпускники вынуждены прибегать к самым примитивным доказательствам. В лучшем случае – ссылаются на русские народные сказки. Видимо, других произведений для них просто не существует. Выход один: мы должны вернуться к пропаганде чтения, культивировать любовь к родному языку.
МНЕНИЕ
Учитель географии и биологии школы № 27 Наталья МОЛЧАНОВА:
– По моим наблюдениям, девятиклассники перед аттестацией волнуются не меньше, чем выпускники перед ЕГЭ. Благодаря курсам на базе СмолГУ мне удалось подготовить к экзаменам своих ребят – учеников 9-го класса. К сожалению, в такой стрессовой ситуации многие родители не уделяют должного внимания своим детям. Используя рекомендации преподавателей вуза, я смогла объяснить школьникам, как вести себя на экзамене, как к нему морально подготовиться, чтобы показать наилучший результат. Кроме того, по итогам обучения я создала специальные памятки для педагогов и родителей. Они могут стать для них своеобразным руководством к действию во время подготовки к экзамену. Родителей своих учеников с ними я уже познакомила. Надеюсь, эффект будет. Насколько ожидаемый – узнаем уже в конце мая.