Не лечишься? За решётку!
За отказ лечить детей от туберкулёза мать приговорили к исправительным работам. Этот случай произошёл в Орловской области. Мать игнорировала рекомендации врачей и была приговорена судом к 220 часам исправительных работ.Пока это прецедент, но ситуация такова, что, не исключено, по статье 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) будут и в дальнейшем возбуждаться уголовные дела в отношении родителей, которые отказываются лечить своих детей от туберкулёза.
Хуже, чем в среднем по России
– Михаил Александрович, ситуация в области по сравнению с 90-ми годами прошлого века начала меняться в лучшую сторону?
– Конечно. В 90-е годы резкое обнищание людей, безработица, финансирование фтизиатрической службы по остаточному принципу привели к росту заболеваемости туберкулёзом. Недаром эту болезнь называют социальной. Но в 1996 году была принята первая федеральная программа по борьбе с туберкулёзом, областная программа, больше средств стали выделять на борьбу с этой болезнью – и ситуация начала выправляться. Программы – федеральная и областная – пролонгировались до 2012 года. А в настоящее время финансирование идёт в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».
– И что мы имеем по области на сегодня?
– Заболеваемость по территории региона составляет 74,6 случая на 100 тысяч населения. По сравнению с прошлым годом – снижение на 9,4 процента. С 2008 года наметилась стойкая тенденция к снижению основных эпидемиологических показателей: заболеваемости, распространённости, смертности. Пока мы не достигаем среднероссийских показателей (68,1 случая на 100 тысяч населения).
– Почему?
– Это проблема не только медицинская, но всего общества. Здоровый образ жизни – лучшая профилактика. Вакцинация новорождённых проводится, потом ревакцинация в семь и четырнадцать лет. К сожалению, в последние годы немало матерей отказываются от ревакцинации. Это, на мой взгляд, преступная халатность. Иммунитет у детей ниже, чем у взрослых. Вакцинация не даёт стопроцентной гарантии, что ребёнок не заболеет, но возникает ограничение форм, которые хорошо поддаются лечению. На территории области, в Кардымовском районе, есть детский санаторий, санаторное отделение есть и в Алексине. Условия там прекрасные, помещения отремонтированы, завезено современное оборудование, питание отличное. Путёвки предоставляются и в Лазаревское на Черноморское побережье. Но родители отказываются от санаторного лечения – чаще всего под предлогом, что это далеко. Эти аргументы не выдерживают никакой критики. Причём в Приселье Кардымовского района дети могут учиться и не отстанут от школьных программ. Но, на мой взгляд, мамы отказываются от отправки детей в санатории из-за того, что им лень. Как правило, это неблагополучные в социальном плане семьи. Страдают дети. И правильно сделали в Орловской области, когда маму за отказ лечить детей приговорили к принудительным работам.
Госпитализация по решению суда
– А взрослые могут лечиться в санаториях?
– Конечно. В санаториях Ленинградской, Ивановской областей, Тольятти и других. И взрослые, надо отметить, пользуются санаторным лечением с удовольствием. Но это только та категория смолян, которые хотят вылечиться. Есть другая, которая получает инвалидность и не хочет вылечиться. Лучше получать немного по инвалидности и не работать. Но ведь это путь в никуда. В лечении главное – сроки и эффективность, только от этих двух факторов зависит излечение. Некоторые начинают, состояние улучшается, и они прекращают. Мы их называем уклонистами.
– И ничего нельзя сделать?
– В статье 10 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулёза в РФ» говорится о принятии мер к таким больным, потому что они представляют угрозу для окружающих. Подаём на них документы в прокуратуру, та обращается в суд. Суд выносит решения о госпитализации. В России, к сожалению, нет фтизиатрических учреждений закрытого типа, какие есть в Белоруссии. И после решения суда люди являются в стационары, но начинают вести такой образ жизни, что просто ничего не остаётся, как выписать их. Они употребляют алкоголь, нарушают режим. Конечно, чаще всего это социально дезориентированные граждане.
– Смоляне какой возрастной категории болеют чаще?
– В возрасте от 25 до 34 лет – 24,4 процента, от 35 до 44 – 21 процент. В основном болеют мужчины экономически активного возраста.
– Это свойственно бедным слоям населения?
– Не только. Болеют педагоги, медработники, бизнесмены, ведь контакт с больным можно получить в любом общественном месте, в транспорте. Почему за последнее время произошло улучшение эпидемиологической ситуации? Оттого что возрос охват профилактическими осмотрами. В прошлом году охват населения профосмотрами составил 74,7 процента – он возрос на 46 процентов по сравнению с 2011 годом. Надо каждому здоровому человеку раз в два года делать флюорографию, а людям из группы риска – например, страдающим сахарным диабетом – раз в год. Флюорографическая аппаратура сейчас всюду нового поколения – цифровая, малодозная, поэтому лучевая нагрузка при обследовании значительно снижается.
Финансирование хорошее
– Фтизиатрия финансируется не по остаточному принципу?
– Хорошо финансируется. Благодаря администрации области, департаменту по здравоохранению мы имеем всё необходимое для лечения. В настоящее время у нас семь современных передвижных флюорографических установок. В 2011 году завершили капитальный ремонт хирургического отделения областного клинического диспансера. Операционная оснащена современным хирургическим оборудованием, что позволило увеличить в полтора раза количество торакальных операций. Больные с внелёгочным туберкулёзом отправляются на лечение в Санкт-Петербургский НИИ фтизиопульмонологии. В прошлом году департаментом по здравоохранению для транспортировки таких больных приобретён реанимобиль. В январе этого года построено и принято на баланс здание бактериологической лаборатории. Новое оборудование – экспресс-диагностика – теперь реальность и у нас. В феврале 2013 года после ремонта введена в эксплуатацию поликлиника детского отделения. В апреле этого года завершится ремонт стационара детского отделения. В ближайшее время откроется кабинет компьютерной томографии, это выведет на более высокий уровень диагностику. Препаратов достаточно не только первого ряда, но и второго, дорогостоящих, для лечения лекарственно устойчивых форм туберкулёза. Администрация Смоленской области сделала всё возможное, чтобы создать для лечения больных современные условия. И больные должны понять: если не прекращать лечения, действовать в соответствии с предписаниями врача, то можно победить болезнь, вернуться к нормальной жизни.