Дороги

Как бороться с безнаказанностью

2 октября 2009 года в 15:59
Говоря о правах человека, мы зачастую забываем о его обязанностях. Изменения, внесённые в конце 90-х в Уголовный кодекс, были навеяны так называемыми демократическими процессами. Прав у граждан стало больше, а вместе с тем расцвела и безнаказанность.

Животные для души
Вместе с участковым Ярцевского ОВД Андреем Дубенковым мы поднимаемся на седьмой этаж жилого дома. Какой-то противный запах начинает сковывать дыхание. Вячеслав Ефимович, распахивающий двери, проводит нас в комнату… полную клеток с кроликами. Рядом сушится корм для любимых животных.
- Ну что поделаешь, любит он своих кроликов, жить без них не может, даже плачет, когда речь идёт о том, чтобы отдать их, - объясняет нынешняя хозяйка квартиры за своего сожителя, тяжело владеющего речью по причине болезни. - Но на нас никто не жаловался. Да разве вы какой запах чувствуете?
К этому моменту, честно говоря, дышать стало совсем трудно. Хозяева к запаху привыкли, до этого любитель животного мира содержал дома кошек в большом количестве. Оштрафованный на административной комиссии Вячеслав Ефимович убрал кроликов с лоджии, выделив им целую комнату в квартире. Однако запахи от этого не уменьшились, о чём тут же поведали нам соседи:
- На балкон бельё сушиться повесить невозможно, оно сразу же пропитывается запахом от кроликов. Всё лето просидели с закрытыми форточками. Разве можно в квартире такое устраивать?
Хозяева кроликов оказались непробиваемыми. После долгих переговоров обещали избавиться от любимцев, но quot;не раньше, чем через три месяца, когда они подрастут и их можно будет забить на мясоquot;. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Оказывается, горячо любимые кролики, которых жалко до слёз, это всё-таки бизнес. Дальше незадачливые кролиководы рассказали, какое вкусное мясо у зверюшек. После этих слов они в наших глазах и вовсе пали, превратившись из защитников природы в живодёров. Никакие предложения соседей решить проблему, продав кроликов в частные дома, в итоге не были услышаны. Гнев Вячеслава Ефимовича рос, и он едва не кинулся на нас с кулаками. Мы вышли из квартиры, фиксируя след отходов, ведущий к мусоропроводу.
Очередной протокол на административную комиссию составлен, где Вячеслав Ефимович в который раз устроит скандал, потребует показать закон. К административному штрафу, похоже, он относится прохладно, как и многие другие наказываемые. И здесь поднимается проблема в полный рост – люди в большинстве своём отказываются платить штрафы. Возможность наказать их есть, но весьма призрачная. После вынесения решения о штрафных санкциях у работников милиции остаётся не так много времени, чтобы выловить неплательщика. У нарушителя есть 10 дней на обжалование решения, 30 – на уплату штрафа. У милиционера всего 20 дней после прошедших 40, чтобы установить факт неуплаты и подать документы приставам. Учитывая, что каждую неделю приходится рассматривать более 30 протоколов, арифметика складывается не в пользу правосудия.
Безнаказанность, как спрут, затягивает нас в пучину разборок. Мир несовершенен, законы тоже. Ни одному водителю, которому за рубежом извещение о штрафе поместили на лобовое стекло, не придёт в голову тут же выбросить его в урну. У нас демократия другая. Кролики Вячеслава Ефимовича не дают житья соседям, люди вызывают милицию, та составляет протокол, комиссия выносит штраф, Вячеслав Ефимович с ним не согласен. Круг замыкается.

Свобода для кого?
Многие из нас мечтают о своём собственном доме только потому, что надоело заходить в загаженный подъезд, слушать разборки соседей и ночную музыку за стеной. Тема эта недалеко ушла от quot;кроличьейquot;. Новый Уголовный кодекс даровал нам не только свободу, но и указал на неприкосновенность жилища. Попробуй милиционер теперь зайди к самогонщику или в квартиру, где распивают водку, употребляют наркотики и т.п., не доказав потом, что ты был прав. Самогонщик тут же побежит в прокуратуру с жалобой на ущемление его человеческого достоинства.
В каждом многоэтажном доме найдётся хоть один притон, который будоражит всё мирное население. Не ходя далеко за примером, каждый день самой приходится наблюдать вернувшегося из мест не столь отдалённых Валеру и его компанию. Вечно пьяные и грязные, они дают знать о себе и днём, и ночью – то глубоким сном в лифте, то воплями под окнами дома в три часа ночи. Соседи реагируют по-разному: кто набьёт Валере, простите, физиономию, кто милицию вызовет. Но что толку? Квартира – это крепость, а пьяницы-бомжи – гости хозяина. Статью за тунеядство отменили. Чтобы доказать наличие притона в квартире, надо несколько раз зарегистрировать факт разврата или употребления наркотиков в ней. Уже на второй раз хозяева будут умнее и не пустят на порог милиционера.
Уголовный кодекс очень чётко трактовал своё отношение к подобным бомжатникам (хотя и бомжей тогда не было) в статье 226: quot;Организация или содержание притонов для распития спиртных напитков, а равно систематическое предоставление помещений для этих целей наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами, или штрафом…quot;. Это было при советской власти. Новый УК РФ предусматривает уголовную ответственность только за организацию или содержание притона для занятий проституцией или для потребления наркотических средств. Если логически продолжить мысль, то вытекает одно из двух – либо у нас за последние годы повысилась культура пития, либо алкоголь и притон вещи несовместимые.
Жалоба, поступившая от соседей одной из квартир на административную комиссию, свидетельствовала о постоянном сборище алкашей в подъезде. В квартиру зашли вместе со специалистами по делам несовершеннолетних – был повод забрать голодного ребёнка. Жильё оказалось разбитым вдребезги, в туалете даже отсутствовал унитаз. В спальне следы от костровища, пожарные сюда приезжали дважды. Маленькую девочку от неблагополучных мамы и бабушки изолировали. А вот как уберечь соседей от пожаров, заливов, непонятно: квартира приватизирована, а значит, является собственностью, где человек сам себе царь. И опять рука тянется к прежним правилам общежития, к старому Жилищному кодексу, где предусмотрена ответственность за сохранность жилища и даже регламентируется контроль общественности за соблюдением норм проживания. Зачем же у нас отменили эти нормы? Мы что, переродились заново, вдруг зажили с другим менталитетом? Возможно, это и было смешно, когда специальные комиссии, представляющие общественность, ходили по общежитиям и проверяли порядок в красных уголках, комнатах отдыха. Но ведь как только пропали комиссии, оказались в руинах и комнаты отдыха. Понятие свободы многие поняли как quot;делаю, что хочуquot;.
Буквально несколько дней назад коллега-журналистка пожаловалась, что никак не может справиться с притоном бомжей у соседей. К ночным воплям пьяных quot;гостейquot; добавляется лай собак, которые тоже собираются на ночлег в этой квартире. Выехать ночью у милиции не всегда есть возможность, а днём двери квартиры никто не открывает. Наука здесь простая: у тебя много прав, и если что, жалуйся на милиционера в прокуратуру, обжалуй решение административной комиссии в мировом суде – у тебя много шансов оказаться в выигрыше. Наказать сегодня куда сложнее, чем помиловать. В такой ситуации больше страдают добропорядочные граждане.
Что же сегодня можно изменить? Ведь если проблему не ставить, значит, её нет. Иногда стоит начать небольшой разговор, чтобы он превратился в большую тему для обсуждения. Возможно, нас услышит и тот, от кого зависит наше правосудие.
Как противостоять наркомании
Ваз тут не стояло!

Другие новости по теме