Дороги

Кредит со страховкой

5 марта 2013 года в 12:46
Нужны были деньги. Решилась на банковский кредит со страховкой. При оформлении его поинтересовалась: если возникнет страховой случай – например, я умру, – не ляжет ли долг на моих родственников?

Объяснили, что им мой кредит выплачивать не придётся. Но, увы, кто сталкивался с подобным, знает, какие муки ада надо пройти, чтобы не выплачивать долг банку за умершего человека.

Скоропостижная смерть

Анна Дмитриевна (имя и отчество изменены по этическим соображениям) знала, что сын взял кредит в размере 80 тысяч рублей в филиале одного из коммерческих банков. Кредит оформил в июне, а 19 июля его не стало. Всё произошло так стремительно, так внезапно, что просто не укладывалось в голове. Здоровый, 31 года парень разговаривал со своим дедом, потом встал с дивана, сказал: «Что-то мне нехорошо», – упал и сразу умер. Потом, при вскрытии, врачи поставят диагноз: «острая коронарная недостаточность»...
Пять лет назад Анна Дмитриевна похоронила старшего сына – его сбила машина. Позже умер муж. И вот теперь – второй сын. Почему на долю иных людей выпадают такие страшные испытания? Нет ответа.

Взяли в оборот

Не прошло и месяца после смерти Алексея, как раздался звонок на домашний телефон. Спрашивали Алексея Ивановича. Анна Дмитриевна сказала, что его больше нет, он умер. На другом конце провода представились, что это из банка, где сын брал кредит, попросили принести копию свидетельства о смерти, заверенную нотариусом. Мать принесла. Девушка взяла справку, сказала, что погашать кредит не надо, он со страховкой на случай смерти. Вскоре потребовали медицинскую справку о смерти, тоже заверенную нотариусом. И это Анна Дмитриевна сделала. Позже потребовалась копия заключения эксперта (судебно-медицинской экспертизы) о вскрытии, и это тоже требовали от матери, хотя банк должен был сделать запрос самостоятельно. Анне Дмитриевне объяснили, что запрос сделан, но ответа нет. Мать пошла в Следственное управление и получила необходимую копию. Работник банка отправил все необходимые документы в страховую компанию, которая находится в Москве.

Но вот уже полгода звонят на домашний телефон и спрашивают Алексея Ивановича. Никакие нервы, тем более материнские, этого не выдержат! Анна Дмитриевна отвечает, что сын умер, а её как будто не слышат. На следующий день всё повторяется сначала. Звонят то из службы безопасности банка, то из коллекторского агентства и угрожают: если не погасите кредит, продадим ваше имущество по ценам ниже рыночных, поставим вас на прозвон через каждые двадцать минут и т. д. и т. п. В самом начале этой телефонной серии угроз мать пыталась разговаривать нормально. Но это стало превосходить все мыслимые и немыслимые пределы. Да, сын взял кредит, но мать не была поручителем по кредиту и, кроме того, заём совершён со страховкой. Неужели можно, поправ все нормы нравственности, угрожать матери, потерявшей сына?

Квартиру заселят таджиками

Анна Дмитриевна говорила, что все необходимые документы передала в смоленское отделение банка, больше никаких дополнительных бумаг не требовали. Но звонки продолжались. Когда стали угрожать, что заселят квартиру таджиками, Анна Дмитриевна спросила: «А вы вообще-то в России живёте, знаете, что есть законы?» На звонивших это не действовало. Они только ещё больше распалялись и говорили, что любой ценой кредит должен быть погашен. Попробуйте жить в таком аду! И уже сумма кредита выросла на 30 тысяч – видимо, набежали проценты, штрафы, пени, что там ещё? Когда Анна Дмитриевна говорила о том, что кредит сын брал со страховкой, то на другом конце провода уверяли, что никакой страховки нет и ей, как наследнице, придётся его выплачивать.

Теперь о наследстве. Гараж и машина остались от сына – и всё наследство. Два года назад он развёлся с женой, но на раздел имущества жена подала только после его смерти. 1 марта этого года вступило в силу решение суда. Половину гаража и половину автомобиля суд присудил матери, а вторую половину – бывшей жене. Так что матери эту половину ещё необходимо продать, с согласия бывшей жены сына. Даже если удастся это сделать, то будет примерно 100 тысяч рублей. На сегодняшний день это меньше, чем кредит с процентами. Анна Дмитриевна пыталась объяснить это людям, которые звонят, но стали угрожать, что отнимут её собственность – квартиру.

Вот и возникают вопросы: разве можно такими безнравственными методами, угрозами требовать у матери, потерявшей сына, возвращения кредита, который был оформлен со страховкой? Ведь случай-то страховой – заёмщик умер. Все необходимые документы Анна Дмитриевна предоставила. Разве могут угрожать, что отнимут квартиру или заселят её таджиками? Или просто хотят довести человека до той стадии, когда он плюнет на всё и, чтобы от него отстали, отдаст деньги? Анна Дмитриевна давно бы отдала, если б были. На самом деле погашать кредит она не должна, сын застраховался, будто предчувствовал, что случится беда, и свои долги не хотел ни на кого вешать.

Комментарий адвоката

Прокомментировать ситуацию мы попросили адвоката Елену РУБЦОВУ.

– В случае если кредит был оформлен со страховкой, включающей смерть человека, сумма кредита выплачивается страховой компанией. Если он был без страховых обязательств, то оплачивать его должны наследники. Но, согласно ст. 1175 Гражданского кодекса РФ, выплаты не могут превышать размер наследственного имущества. Остальное – вне правового поля. Но, к сожалению, случаи, подобные тому, что описывается в статье, типичны, их немало.
В Смоленске детям помогут, танцуя
В этом году в Смоленской области отдохнут более 56 000 школьников

Другие новости по теме