Дороги

Смоленские чудеса в глине

18 февраля 2013 года в 09:19
В небольшой комнате все заняты делом. Сегодня ребята лепят ангелов – в продолжение темы святок. Моё появление сначала немного смущает юных художников, но затем любопытство берёт верх.

Впрочём, я смотрю на них с не меньшим интересом: нечасто увидишь, чтобы сегодняшние дети что-то делали своими руками, да ещё и так увлечённо. И по собственной воле – что действительно важно.

По следам традиций

Так сложилось, что в детской студии ремёсел, которой руководит педагог Алла Багдасарьян, случайных людей нет. Существует студия уже двадцать лет. Дети приходят сюда по-разному: кого-то приводят родители, кто-то идёт за компанию с друзьями, а кто-то и сам. Но, однажды побывав на занятии, лепить уже не бросают, занимаются по нескольку лет: есть для ребёнка нечто волшебное в том, чтобы создать из бесформенного куска глины настоящую игрушку.

- Мои ученики работают с традиционным смоленским материалом – красножгущей глиной, - рассказывает преподаватель детской студии ремёсел, зав.отделом прикладного и технического творчества Дворца творчества детей и молодёжи Алла БАГДАСАРЬЯН. -При этом мы используем древние приёмы мастеров нашего региона. Для этого изучаем экспонаты музейных коллекций, среди которых попадаются настоящие реликвии. На основе этих знаний мы не только воспроизводим старинные техники, но и создаём собственные игрушки.

Ни дня без глины

По словам Аллы Валентиновны, как педагогу, ей легче заниматься с детьми, которые пришли в студию целенаправленно работать с глиной. Ваня как раз из тех, без «глиняного» увлечения своей жизни не представляет.

- Сначала я из пластилина любил лепить, - жизнерадостно сообщает Иван, поправляя своему ангелочку глиняный чубчик. – А потом пришёл сюда. Сейчас мне двенадцать, а занимаюсь уже четыре года.

- Не надоедает лепить? – спрашиваю.

- Нет, конечно! – Похоже, подобные глупости Ване и в голову не приходили. – Но это же не значит, что у меня нет других занятий. Вот, примеру, устану с глиной возиться, пойду за компьютер, поиграю. Ну, или телевизор посмотрю. А станет скучно – вернусь к глине. Я уже, наверно, не могу без этого.

- А что интереснее – за компьютером сидеть или с глиной работать?

Ваня не надолго задумывается.

- Мне кажется, это разные вещи. Без компьютера, конечно, никуда. Но лепить из глины – совершенно особенное занятие. И лично мне оно очень интересно.

Как подружить голову и руки

Что же такого особенного в работе с глиняной игрушкой, помогает выяснить Алла Валентиновна.

- Видите ли, сегодня черчение в школьной программе отошло на последний план, - рассуждает педагог. - Наверное, поэтому всё меньше становится в стране хороших «технарей» и талантливых конструкторов. А в студии ребята фактически вырабатывают техническое мышление: сначала рисуют эскизы, и затем по ним готовят игрушки. Дети изучают язык линий, учатся воплощать в жизнь придуманные ими самими проекты. Развиваются моторика и пространственное мышление. В итоге, благодаря работе с глиной голова и руки ребёнка начинают работать как одно целое.

Конечно, совсем необязательно, что после занятий в студии ваше чадо станет дизайнером или конструктором самолётов. По словам преподавателя, повзрослев, ребята выбирают самые разные профессии, многие, кстати, становятся педагогами.

- Так или иначе, работа с глиной влияет на детей самым лучшим образом, - уверена Алла Багдасарьян. – Важно, что в студии ребята приучаются доводить каждое дело до конца. Постепенно школьники начинают лучше учиться, становятся более самостоятельными, организованными. Поэтому и родители очень довольны.

Свободные художники

Воспитанники студии ремёсел активно участвуют во всевозможных выставках и конкурсах. Так, совсем недавно они с дипломами вернулись из Твери - с выставки-смотра «Гончары России. Глиняная игрушка. Детская художественная керамика», куда возили свою коллекцию работ, посвящённых 200-летию победы в войне с Наполеоном. Для Алины это уже не первое подобное мероприятие. Она, можно сказать, звёздочка студии. Занимается глиной девушка уже девять лет, и за это время в её копилке появилось множество дипломов за первые места на всероссийских конкурсах по керамике. А вот собрать коллекцию игрушек для себя Алине никак не удаётся.

- Многим мои поделки очень нравятся, так что всё раздариваю, - смущаясь, поясняет девушка. – Для меня-то лепить из глины - это привычная часть жизни, что здесь такого? Но друзья и новые знакомые восхищаются - просят и для них что-нибудь смастерить. Я стараюсь никому не отказывать.

- А почему ты пошла в студию керамики, а, например, не в художественную школу?

- Насколько я знаю по рассказам друзей, в школе всё немного иначе. В «художке» преподаватель даёт тему, и все выполняют одинаковое задание. А здесь, даже если мы лепим по одному и тому же эскизу, одинаковой игрушки ни у кого не будет. Зато у каждого по-своему красиво и с изюминкой. Для меня работа с глиной - гораздо больше, чем хобби. В это дело я вкладываю душу.

Творчество не продаётся

- Алла Валентиновна, скажите, а какую-нибудь материальную выгоду дети получают от такого увлечения? – интересуюсь я.

- Несколько лет назад я пробовала провести занятия, на которых ребята готовили игрушки для ярмарки, - вспоминает педагог. - Но стоило сказать: «Мы будем продавать ваши работы», как творчество закончилось, и начался подсчёт – за что и сколько выручить. И если не получалось продать, ребята разочаровывались в себе, иногда даже хотели бросить студию. Таким образом, деньги начинали решать, насколько ребёнок талантлив, а это в корне не правильно. Поэтому от продажи игрушек мы отказались навсегда. Сейчас я приучаю детей дарить свои работы, и они делают это с удовольствием.

Вот такие чудеса в глине. Уходя из студии, я немного завидовала юным керамистам. Этим детям по-настоящему повезло: они пришли туда, где им помогают раскрыться, дать волю фантазии и творить в своё удовольствие. А что ещё нужно ребёнку?

Глядя, как в маленьких, но уже таких умелых руках невзрачный кусочек глины обретает новую жизнь, понимаешь: все дети талантливы. И если вдруг вам кажется, что чадо ни к чему не стремится и не увлечено ничем, кроме компьютера, задумайтесь: а что вы сделали, чтобы раскрыть в нём стремления и желания? Выход есть, он на поверхности: найти занятие, заинтересовать, привлечь, помочь развиваться. Попробуйте. Например, у ребят из студии ремёсел всё получилось.

Фото: Юлия ШОРОХОВА

Смоленские чудеса в глине

На что жалуемся?
Школа в законе

Другие новости по теме