Дороги

Автошколы выживут или права будем покупать?

18 сентября 2009 года в 15:14
Юрий САМСОНОВ закончил Челябинское высшее автомобильное командное училище, Ленинградскую академию тыла и транспорта, 33 года прослужил в Вооружённых силах. С 1996 года и по сегодняшний день возглавляет Смоленскую региональную организацию РОСТО (ДОСААФ), является представителем Центрального совета РОСТО (ДОСААФ) в ЦФО. Можно смело сказать, что он не только военный, но и автомобилист до мозга костей. Поэтому именно с ним наш корреспондент вёл беседу о том, что будет с автошколами, смогут ли они выжить в условиях, когда к ним предъявляются новые и весьма серьёзные требования.

С 1 января этого года приказом Министерства образования и науки РФ введены примерные программы переподготовки водителей различных транспортных средств, до 1 ноября должно быть закончено весьма серьёзное переоборудование автошкол.
- Это сделано для того, чтобы повысить качество подготовки водителей, – говорит Юрий Николаевич. - На дорогах России много ДТП, гибнут люди. На уровне Правительства Российской Федерации поднимались эти проблемы. В этой ситуации необходимо было искать решения, и они найдены. С 1 февраля этого года автошколы должны работать по новым программам.
- Вы говорите quot;должныquot;, а разве не работают уже?
- Я не могу говорить о других автошколах, но все школы РОСТО (ДОСААФ) работают по новым программам. У нас шесть автошкол, шесть спортивно-технических клубов, имеющих лицензии на право подготовки водителей. Мы готовим не только кадры для Вооружённых сил, но и автолюбителей.
- Причём автолюбителей в ваших автошколах и клубах готовится процентов 30 от общего числа подготовленных за год, или не так?
- Так, более семи тысяч автолюбителей в год мы подготавливаем по Смоленской области.
- Новые программы более сложные?
- Да. Увеличено количество часов на практическое вождение. Это хорошо. Мастера производственного обучения вождению должны иметь, согласно новым программам, образование не ниже среднего и стаж вождения не менее трёх лет, документ на право ведения образовательной деятельности. Из количества часов на практическое вождение исключён экзамен в ГИБДД. Общие изменения в примерных программах обширны. Нет смысла приводить их полностью. Но вот ещё одно изменение не могу не назвать. При подготовке водителей категорий quot;Аquot; и quot;Вquot;, по новым требованиям, достаточно учебно-наглядных пособий. Как автолюбитель со стажем, должен сказать, что при подготовке водителей, на мой взгляд, учебно-наглядных пособий недостаточно. В наших автошколах узлы и агрегаты настоящие, и обучающийся должен их видеть воочию, как говорится, потрогать руками. Но настоящие детали стоят, как вы понимаете, дороже, чем наглядные пособия.
- Иногда идёшь по улице, видишь, как водитель ведёт автомобиль, и становится страшно, невольно думаешь: новичок за рулём, ему бы ещё учиться и учиться на пустынных дорогах, а не там, где множество автомобилей, пешеходов.
- Раньше обучение практическому вождению категории quot;Вquot; составляло 32 часа, сейчас до 60 часов, но обучение теории уменьшилось. Это правильно, потому что сервисное обслуживание улучшилось и мало кто сам делает ремонт собственного автомобиля. А есть западные машины такого качества, что можно проездить на них несколько лет без всякого ремонта.
- К образовательным учреждениям, которые ведут подготовку автомобилистов-любителей, ужесточены требования к учебно-материальной базе. Это всё введено с 1 июля, а к 1 ноября, как я поняла, эта база должна значительно измениться?
- Очень значительно. Обязательно в образовательных учреждениях должны быть программные комплексы тестирования и развития психологических качеств, тренажёры первоначального обучения навыкам вождения, компьютеры с соответствующим программным обеспечением. А программный комплекс тестирования стоит от 140 тысяч рублей и выше. Но необходимости в нём в общем-то нет. Ведь люди в обязательном порядке должны предоставить медосвидетельствование от психиатра, нарколога, других специалистов. Мы пока не приобрели такой комплекс, но будем покупать. Что касается автомобильных современных тренажёров, то они у нас давно установлены.
- А каковы новые требования к автодромам?
- Очень суровые. На закрытых площадках (автодромах) должны быть асфальтобетонное покрытие, освещённость, светофоры, дорожные знаки, железнодорожный переезд, пешеходные переходы, перекрёсток и т.д. Чтобы так оборудовать автодром, нужны большие вложения. На одну площадку только на дорожные знаки необходимо около 200 тысяч рублей.
- Вы уже начали дооборудование закрытых площадок (автодромов)?
- Такая работа ведётся, но у нас и до этого была неплохая база, а всё равно очень трудно добиться того, что требуется. Финансовые затраты огромные. Но и это не всё. Для приёма квалификационных экзаменов каждое учебно-транспортное средство должно быть оборудовано аудиовидеонаблюдением. Один комплект стоит 45 тыс. рублей, плюс установка. Это делается для более качественной, объективной оценки подготовки автолюбителей. И оборудование закрытых площадок или автодромов должно быть закончено к 1 ноября этого года с правом досрочного применения. Сдача экзаменов по новой методике вступает в силу с 1 ноября. Мы делаем всё возможное и выполним новые требования, но из-за колоссальных затрат это приведёт к увеличению стоимости обучения. Надо ведь ещё приобретать и дополнительный транспорт, потому что вдвое увеличивается количество часов вождения, затраты на бензин возрастают.
- Однако делается это всё для того, чтобы безопаснее стало на наших дорогах, чтобы автолюбители были подготовлены лучше.
- Согласен, это жизненная необходимость, но, на мой взгляд, очень мало времени отведено на такие изменения. Все ли автошколы успеют? И не будет ли двойных стандартов в оценке учебной базы автошкол и качества подготовки?
Да, не все автошколы смогут выжить. И тогда этим бизнесом займутся наиболее обеспеченные предприниматели, стоимость обучения значительно увеличится. При условии, что не будет двойных стандартов в подходе к оценке учебной базы. А если человек не сможет заплатить за обучение в автошколе, то, возможно, за эти деньги он сможет сразу купить права. Тогда на наших дорогах мало что изменится к лучшему...
Последний солдат ещё не похоронен...
Осень забот не убавила…

Другие новости по теме