Философия плёнки
Несмотря на то что современная фототехника и в обращении проще, и доступна сейчас практически каждому, есть люди, которые продолжают снимать плёночными фотоаппаратами. И не «зеркалками», а примитивными мыльницами нашего детства: «Сменами» и «ЛОМО». Собственно, от названия камеры, сделанной в Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), и пошло название этого направления фотоискусства – «Ломография».Люди без пикселей
Реактивы, фотобумага и вечера, проведённые в темной комнате с красным светом, – романтика фотографов времён СССР.
– Если честно, не понимаю, почему это так внезапно стало модным, – говорит приверженец старой школы фотографии Евгений КОЗыРЁВ. – Всё равно своими руками с плёнкой сейчас никто не работает. Все несут её в салоны – даже не проявлять, а чтобы оцифровать и скинуть на флешку.
Доля правды в этом есть: фирменный эффект «зернистости» и «засвеченности» несложно применить к любой цифровой фотографии практически в каждом графическом редакторе. Но когда видишь фотографии, сделанные на плёнку, разницу чувствуешь сразу: кадры более глубокие, живые. Держа их в руках, ощущаешь собственное присутствие внутри снимка. Любители ломографии утверждают, что и вещи, и люди выглядят в пикселях не так красиво.
– Аппарат «ЛОМО K-A» 1991 года выпуска попал в мои руки как раз в тот период, когда я впервые увидел плёночные фотографии, – вспоминает Артём БЛЕДНОВ. – Знаете, плёнка учит не торопиться, чувствовать окружение, учит дожидаться кадра, а не «поливать» в автоматическом режиме всё подряд. В отличие от цифрового фотоаппарата, ты не имеешь возможности сразу увидеть то, что получилось. Поэтому всегда с волнением идёшь в фотостудию за проявленной пленкой. Ну и, разумеется, манера съёмки: ломографические снимки часто делают, даже не глядя в видоискатель, а то и вовсе от бедра. Просто навёл камеру, щёлкнул затвором – а там уже что получится. В этом, пожалуй, и есть главное ощущение волшебства, которое дарит ломография.
Про аппараты
До 2001 года на петербургском заводе выпускали «ЛОМО К-А» почти двухмиллионным тиражом и продавали по всему миру. Но в 2004 году по финансовым причинам его производство было прекращено. Это не означает конец течения: Ломографическим обществом был создан специальный ряд моделей фотоаппаратов. Практически все они производятся в Китае и Японии, количество объективов у некоторых доходит до восьми. Но особый шарм, конечно, у аппаратов, выпущенных ленинградским объединением.
– Искать их нужно на виртуальных и реальных барахолках, – говорит Козырёв. – Это тоже своего рода удовольствие: найти за небольшие деньги фотоаппарат в хорошем состоянии. Ведь сколько их еще пылится на антресолях в квартирах смолян... Ну а кто хочет приобрести новый, то пожалуйте в интернет или в Москву. Есть специальные магазины, где цены начинаются от 2 тысяч рублей за самый простой аппарат и доходят до 10 тысяч за целый комплект с двумя камерами, несколькими объективами, кучей всевозможных линз и фильтров, разного типа видеоискателями. В среднем достойную камеру можно приобрести за 4–6 тысяч рублей. При этом вам придётся стать постоянным клиентом фотосалонов города, где вы будете не только проявлять полученные снимки, но и экспериментировать с разными видами плёнки.
И что получается в итоге
Снимки действительно получаются такими необычными, что порой удивляешься: глаза видели одну картинку, а фотоаппарат выдал совсем другую. Фотографии, как правило, имеют затемнённые края, цвета насыщенные, а глубина резкости очень высока. Снимать, конечно, можно и на чёрно-белую пленку, но самый потрясающий эффект даёт именно цветная. Как выглядят фотографии, опубликованные на этой полосе, можно посмотреть на нашем сайте www.smolgazeta.ru.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Как появилась ломография
В 1991 году в Праге два студента из Австрии – Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер – за 12 долларов купили на фотобарахолке «ЛОМО К-А». На просроченную плёнку молодые люди снимали всё вокруг, даже не заглядывая в видеоискатель. Когда они отпечатали фотографии и составили из них коллаж, то увидели «жизнь такой, какая она есть в действительности». Эта фраза стала основой философии нового фототечения.
Фигль и Штранцингер придумали и новую расшифровку «ЛОМО» – LOve and MOtion («любовь и движение»). В Венской академии искусств, где учились студенты, фотоработы стали популярными – их сокурсники, родители друзей и даже преподаватели захотели иметь такие же аппараты. Чтобы расширить поле деятельности, иметь возможность организовывать выставки, перформансы и даже конференции, при поддержке Венского муниципалитета фотографы официально зарегистрировали Международное ломографическое общество. Сейчас оно объединяет 70 стран мира. Российское посольство ломографии было открыто в Санкт-Петербурге в 2000 году.