В вашем дворе не построят супермаркет
И по итогам трёх публичных слушаний он был принят. Теперь документ отправится в горсовет на утверждение депутатам, а потом, в случае его принятия, – на подпись Николаю Алашееву.Будущее Смоленска, судя по этой работе, видится весьма привлекательным. Только хватило бы средств на исполнение всего задуманного. Так что же нового внесли проектировщики в городской план и каким образом он коснётся жителей?
На карте появились красные линии
Что было раньше? Территория в городе не была чётко разграничена. Не было утверждённых так называемых красных линий (линии регулирования застройки), к территории многоэтажек относилось лишь несколько метров придомовой территории. В результате то и дело какой-нибудь умелец пытался отсудить себе условно свободные земли. То клуб вместо детской площадки построят, то коттедж на месте парка возвести захотят. Или, например, ещё один торговый центр впритык к другому на месте сквера, а то и прямо на пешеходном бульваре многоэтажное кафе. И во многих случаях у администрации города просто не остаётся рычагов, благодаря которым таким дельцам дали бы по рукам.
Земли в центре города мало, а потому любой более-менее свободный клочок становится яблоком раздора. Но город и так застроен и уплотнён под завязку.
Чтобы прекратить бум точечной застройки, чиновники наконец решили, что территорию пора правильно сформировать и размежевать. Конкурс на проведение данных работ выиграла смоленская фирма «Бюро инвентаризации, оценки и межевания» («Бином»).
– Работа направлена в первую очередь на то, чтобы определить границы дворовой территории того или иного многоквартирного дома, – рассказал директор компании Дмитрий ГАВРИЛОВ. – Касается это в основном тех районов, где есть многоэтажки, ведь в частном секторе границы территорий домов и так в большинстве случаев определены.
Чтобы выяснить, к какому дому какая земля относится, нужно собрать немало информации, проанализировать количество жителей, объём и площадь застройки с учётом близлежащих домов и многие другие параметры. Кроме того, всё должно соответствовать законам. В итоге – почти все дома получили приличные участки, которыми жильцы могут распоряжаться по своему усмотрению: строить детские площадки, озеленять, огораживать. Правда, в последнем случае ситуацию с каждым домом нужно рассматривать отдельно, ведь через некоторые дворы проходят пожарные проезды. Чтобы службы спасения, например скорая помощь, имели доступ к дому, забором придётся пожертвовать.
Конечно, в некоторых случаях «красные линии» и новый план затронули личные интересы отдельных граждан. Например, почти все некапитальные киоски и ларьки рекомендованы к сносу. Владельцы недовольны, для многих они единственный источник доходов. Но такие торговые точки давно устарели как в архитектурном, так и в функциональном смысле. Они действительно были необходимы в конце прошлого и начале нынешнего века. А сейчас уже хорошо развита сеть продуктовых магазинов и супермаркетов.
Лекарство от пробок
В плане, помимо прочего, предусмотрено и расширение многих улиц. Например, дорогу на улице Памфилова можно увеличить до ширины в 14 и 12 метров. Предлагается увеличить полосность улицы Попова (в обе стороны), расширить Ломоносова и Академика Петрова, сделать двусторонней улицу Докучаева – здесь дорога тоже станет шире. А Шевченко и Чаплина рекомендовано соединить мостом. Новая дорога должна появиться и на Кловке. Она будет закольцовывать район и протянется от Краснинского шоссе вдоль кловского оврага до улицы Нахимова. Кстати, она была предусмотрена и в предыдущем плане, от 1992 года. Улица Кирова должна иметь дублёра, который продолжит проезд Маршала Конева через улицу 9 Мая до энергоинститута. Это тоже было запроектировано давно.
Конечно, возможность расширения дорог в центре города жёстко ограничена многовековой застройкой, ведь исторический центр изменить уже практически нереально, да и не нужно. Но используется любая возможность для увеличения транспортных коридоров. А кроме того, где это можно, предусмотрены парковочные карманы.
Машина на траве? Законно!
Возле дома быта «Гамаюн» предполагается строительство парковки на несколько десятков автомобилей, с возможностью проезда на проспект Гагарина и улицу Николаева. И не простой, а экопарковки. Такие уже есть в Десногорске. На слой гравия укладывается геотекстиль, и в плодородный грунт высеивается трава. Это будет газон, устойчивый к вытаптыванию. Не просто экологично и красиво, но ещё и упрощает проведение ремонта. Нужно поменять трубы? Без проблем! Асфальт вскрывать не надо. Поднимаются ячейки с травой, проводятся работы, потом газон возвращается в том же виде.
Многоуровневые парковки – как подземные, так и наземные – должны расположиться на многих улицах, что как минимум разгрузит обочины и увеличит пропускную способность дорог. Одна из многоэтажных муниципальных парковок может быть сделана в овраге за улицей Нарвской. Она, во-первых, укрепит склоны оврага, во-вторых, даст 9 тысяч парковочных мест, в-третьих, здесь будут обустроены спортивные площадки. Сюда же будут вести дороги на опорах с улиц Нарвской, Красноармейской и 2-го Краснинского переулка.
Остановки с доступом в Сеть
Не обошли вниманием и такой важный аспект, как зелёные зоны. Если раньше парки, скверы и сады не были чётко разграничены, то теперь отрезать кусок от участка природы в городе будет сложно.
Кроме того, проектировщики обратили внимание на цветовую разношерстность улиц. Каждый предприниматель красит фасад своего магазина в тот цвет, который ему по душе. Такая пестрота вносит некоторый диссонанс в общую картину, поэтому предлагается привести всё к единому стилистическому решению.
Ещё одно новшество обязательно понравится молодёжи. Остановки общественного транспорта хотят оборудовать точками доступа wi-fi. И тоже привести к единому стилистическому знаменателю. А заодно и банкоматами рекомендовали оборудовать. Кстати, проектировщики предлагают разгрузить остановку на улице Большой Советской, перенаправив общественный транспорт через улицу Козлова с выездом обратно через улицу Глинки.
Уличное освещение также нужно модернизировать. Энергосберегающие светильники будут не просто красиво смотреться, но и помогут экономить бюджетные средства. Затея затратная, но окупаемая. Подобные уже устанавливают на трассе Москва–Минск.
Сейчас на суд общественности были представлены проекты десяти кварталов. Ещё десять ждут своей очереди. А всего в городе около полусотни кварталов. Оставшиеся тридцать от точечной застройки, к сожалению, пока не защищены.