Дворы без гарантии
По большинству дворов, отремонтированных в Смоленске в прошлом году, к подрядчикам есть серьёзные претензии. Добиваться выполнения гарантийных обязательств придётся в суде, считает координатор проекта «Новые дороги городов России», депутат Смоленского горсовета Тамара Максимчук. О том, почему так получилось, она рассказала «Смоленской газете».– В прошлом году Смоленску из федерального бюджета выделили более 200 миллионов рублей, на которые отремонтировали около 200 дворов и 42 улицы. Но складывается впечатление, что многие из них сделаны, мягко говоря, тяп-ляп. Какова реакция властей?
– По результатам проверок в Заднепровье к подрядчику по дорогам вопросов нет – возникшие дефекты Смоленская дорожно-строительная компания весной оперативно устранила. Есть несколько замечаний по дворам. Вяземскому «Дорожнику» отправили письмо, думаю, он всё исправит. А вот из 40 объектов, которые проверили в Ленинском районе, только по трём нет замечаний. В Промышленном из 160 объектов только 48 можно считать соответствующими норме. Где-то не убран строительный мусор, где-то нарушены и не приведены в порядок зелёные зоны, где-то асфальтобетонная смесь не той марки... В конце июня – июле УЖКХ обратилось к подрядчикам. В течение отведённого на ответ месяца его не поступило, и, насколько я знаю, правовой отдел городской администрации готовит претензии к нерадивым подрядчикам, работавшим в Промышленном и Ленинском районах. Судя по всему, придётся добиваться исполнения гарантийных обязательств в суде.
– Трудно было ожидать другой картины, если асфальт укладывали чуть ли не под снег. В сентябре 2011 года Смоленск назван в числе городов-аутсайдеров, в которых с освоением средств, выделенных на ремонт дорог, дела обстоят хуже всего. В чём причина?
– Мало того, что конкурсы по некоторым объектам закончились поздно – к концу августа – и на ремонты оставалось всего пара месяцев. Так ещё когда подрядчики приступили к работе, оказалось, что не хватает техники. Её пришлось арендовать у наших же городских и областных структур. У одного из подрядчиков вообще катки чуть ли не «пешком» шли из Москвы. У «Академстройсервиса», который выиграл конкурс по Промышленному району, были большие проблемы с миграционной службой. Он нанял на работу людей, которые не имели права на работу в России. Пришлось их менять. Члены штаба отслеживали ситуацию каждый день, выезжали на объекты, вплоть до того, что рабочих подгоняли. Мы буквально каждую неделю песочили подрядчиков на наших заседаниях, пытались им помочь. Но всё было предопределено тем, как прошли конкурсы. По большей части их выиграли фирмы, которые были физически не в состоянии выполнить такой объём. Я считаю, что это чисто субъективная вещь. Говорят, что электронные торги исключают человеческий фактор. Ничего подобного. Документы на электронные торги готовят люди, и как прописаны условия, таких подрядчиков получаем.
– И как же прошли конкурсы?
– Федеральные деньги поступили в марте, но конкурсы были объявлены только в июне. Дело в том, что первоначально мои коллеги по горсовету, городская администрация поддержали меня, и эти средства, как и в позапрошлом году, мы включили в муниципальное задание «Дормостстрою». Исходили из того, что эта организация в 2010-м отремонтировала в рамках проекта «Новые дороги» более ста внутригородских улиц, и претензий по ним практически не было. Но в конце апреля тогдашний глава администрации Лазарев сообщил мне, что нужно проводить конкурсы. И пришлось всё переигрывать.
– Возможно, таково требование законодательства?
– Нет. Я связалась с Минрегионом, там мне пояснили, что можно и так, и так – как написано в соглашении между субъектом федерации и городом, так и будет. В антимонопольной службе мне сказали примерно то же самое. Я сообщила об этом губернатору. Но деньги всё равно пошли по 94-му ФЗ, хотя две сессии подряд горсовет блокировал предложение забрать их у «Дормостстроя». Теперь уже понятно, почему прежнему руководству городской администрации было так интересно выставить дороги на конкурсы. Причём в их условия было внесён пункт о необходимости наличия у предприятия лицензии или разрешения на работу с опасными химическими веществами. Это практически не позволило победить местным организациям.
– Но в Заднепровье-то получилось нормально сделать.
– Благодаря тому что пришли серьёзные подрядчики. Я считаю, мы грамотно составили этот лот. Если в Промышленном районе разбили всё на маленькие участки (поэтому и объектов получилось так много#8194;– 160), то мы с администрацией Заднепровского района брали дворовые комплексы, которые охватывали придомовые территории нескольких домов. Возможно, такие требования и отпугнули горе-подрядчиков. В Заднепровье было меньше объектов, но зато получилось цивилизованнее. Можно критиковать то, как реализован проект в прошлом году, но нельзя не признать, что очень многое было сделано. Городские дворы и дороги получили иное качество. Но за два года участия в проекте в областном центре была отремонтирована значительная часть дорог. В том числе многие из тех, которые больше напоминали просёлочные, до которых десятилетиями не доходили руки у городских властей. Жаль, что Смоленск включился в проект так поздно – только в 2010 году, в других городах он реализовывался с 2007-го.