Готовим автомобиль к весне. Как избавиться от вмятин?
Скоро весна. Автомобилисты начнут восстанавливать кузова своих автомобилей, повреждённые во время зимних «дней жестянщика». И тогда перед ними встанет вопрос: какой же способ кузовного ремонта самый недорогой, надёжный и быстрый? Ведь устранение даже самой маленькой вмятины порой вынуждает оставлять автомобиль в сервисе на несколько дней.Раньше, независимо от того, пострадало лакокрасочное покрытие или нет, приходилось выравнивать и полностью (реже частично) красить повреждённую деталь. Да и сегодня подобное направление ремонта ещё широко развито. Стоимость таких работ просто заоблачная. Именно поэтому подавляющее большинство автомобилистов просто ездит на своих железных конях, не задумываясь о повреждении. Особенно когда краска не пострадала и нет риска дальнейшего развития коррозии металла. Кроме высоких финансовых затрат на ремонт, играет роль ещё один фактор. Владельцы не хотят переводить свои автомобили в разряд «крашеных», поскольку это в конечном счёте отражается на продажной стоимости машины.
Казалось бы, есть решение, при котором вам не надо будет переживать за расходы на ремонт. Это оформление полиса КАСКО. Тогда можно не волноваться за возможные повреждения кузова. Однако со временем каждый автовладелец встаёт перед выбором: стоит ли заявлять в страховую компанию о мелких повреждениях? В подавляющем большинстве случаев автомобиль направят в один из сервисов, где деталь (или детали) перекрасят полностью, но качество ремонтной окраски всегда уступает заводской. Можно воспользоваться более экономичным и щадящим способом избавления от царапин и сколов – локальным ремонтом. Однако порой современные технологии позволяют обойтись и без маляра. Например, с помощью специальных инструментов можно избавиться от вмятин, не разрушая при этом лакокрасочное покрытие.
Вмятины на кузовных элементах – это обычное дело. Неаккуратное открывание двери соседом по парковке может привести к появлению хорошо заметного дефекта на кузове вашего любимого автомобиля. А в нашей стране часты падения на машину какихлибо предметов, снега и льдин, которые повреждают крыши и капоты машин, припаркованных у жилых домов. При сильной деформации придётся воспользоваться традиционным ремонтом, который обычно недёшев, да и со своим железным конём на несколько дней надо будет расстаться.
Как же можно избавиться от вмятин, не затрагивая слой краски? Разумеется, только воздействуя на металл изнутри при его нагреве. Специальные инструменты, по форме напоминающие клюшки и крюки различных размеров, позволяют мастеру добраться до повреждённого участка через технологические отверстия кузова и прикладывать усилия с обратной стороны деталей, возвращая металлу прежнюю форму. Этот способ просто незаменим при ремонте элементов, к которым не удаётся подобраться обычным инструментом, к примеру, стоек кузова или дверей, к «изнанке» которых тоже порой не подлезть. При использовании данной технологии за счёт отсутствия ударных нагрузок и воздействия высоких температур лакокрасочное покрытие остаётся нетронутым. Если оно при ударе не повреждено, деталь будет готова к эксплуатации сразу после ремонта. Немаловажно, что при этом сохраняется заводское лакокрасочное покрытие, то есть при последующей продаже автомобиль не перейдёт автоматически в категорию «крашеных».
Помимо крюков и клюшек используют аппликаторы, крепящиеся клеевым составом к деформированной окрашенной поверхности, – они создают рычаг для приложения усилия. Следы от клея позже легко удаляются.
Конечно, далеко не каждую вмятину удаётся выправить без покраски. Самостоятельно определить целесообразность ремонта без покраски довольно сложно. Сделать это может только профессионал и только при осмотре. На случаи, когда беспокрасочная технология неприменима (например, край вмятины имеет сильный излом), в арсенале сервисменов остаются другие действенные методы, позволяющие избежать замены деталей. Например, вернуть форму детали можно так называемым обратным молотком: к металлу приваривается электрод, который позволяет наносить удары специальным устройством по направлению к себе. Но такая технология требует довольно высокой квалификации специалиста, потому что поверхность надо «выводить» идеально, так как нет возможности подкорректировать её слоем шпатлёвки.
Однако стоит помнить, что применять беспокрасочную технологию на автомобилях, побывавших в кузовном ремонте, следует с особой осторожностью. Возможно, жестянщики использовали толстый слой шпатлёвки, а при покраске применяли расходные материалы низкого качества, как это бывает в большинстве случаев. Тогда основное преимущество беспокрасочной технологии сойдёт на нет, деталь всё равно придётся отдавать малярам.
Вспомнив поговорку «если хочешь, чтобы сделали хорошо, – сделай сам», можно попробовать с небольшими дефектами справиться самостоятельно. Для этого у каждого автолюбителя свой рецепт. Как вариант можно взять подходящее деревянное полешко, поставить с обратной стороны на вмятину и гидравлическим домкратиком аккуратно выжимать полешко, остатки дорихтовать резиновой киянкой. Такой метод вполне подойдёт для отечественных автомобилей, владельцы которых некритично относятся к внешнему виду своих авто. Зато ремонт своими руками подарит им гордость за полученный результат и сэкономленные средства. И какой тип ремонта выбирать – решать только самому автовладельцу.